Страница обновлена 08.11.2017

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 08.11.2017
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Консультация для воспитателей на тему:

 

«Подготовка театральной постановки сказки»

Подготовила:

Воспитатель Пронь Н.А.

Художественно — эстетическое воспитание ребенка….. Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие креативности.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает как сказка хороша,

Проникнется и мудрость, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

Г.Попова

 

Оформление спектакля. Оно должно быть глубоко продуманным и художественно оправданным, его значение – помочь донести содержание произведения до сознания юного зрителя.

Внешний облик куклы должен максимально отвечать возрастной и психологической характеристики персонажа. Так, для лица старого человека характерны морщины, опущенные вниз углы рта, вниз идущие складки от крыльев носа, ближе к переносице глаза. У ребенка не только отсутствуют морщины, но широко расставленные открытые глаза, несколько приподнятые углы рта, иная, чем у взрослых, прическа.

Кроме возрастных особенностей, надо учитывать и личностные характеристики персонажей, которые также должны найти отражение во внешнем облике. Нос пуговкой, пухлые щеки, вяло очерченный пухлый рот, глаза – щелочки – внешнее сходство с поросенком; тяжелая нижняя челюсть, несколько выдвинутая вперед и узкий лоб – облик ограниченного человека; острый нос, близко поставленные к переносице глаза, тонкие губы – злой, проныра, ябеда.

Важно также соответствие движений персонажа его внутренней характеристике и эмоциональному состоянию в данный момент, в данной ситуации. Например, радость окрыляет и человек ходит бодро, высоко поднимает голову, может танцевать, прыгать, обнимать других, хлопать в ладоши и т.п. Горе скрывает, давит, движения вялые, голова и плечи опущены.

Есть и возрастные отличия в походке и позе. Ребенок, начинающий ходить, передвигается неритмично, с остановками, часто падает. Старые люди шаркаю ногами, наклоняются вперед, ладони рук обращены назад. Дети 6 – 7 лет ходят легко, быстро, нередко вприпрыжку.

Голос, речь персонажа. У каждого персонажа и голос, и речь соответствуют его внутреннему характеру. Дети говорят звонким голосом, сравнительно быстро, оживленно. Речь пожилых людей несколько замедленна, голос чуть приглушен, интонации спокойные. Откровенно грубые натуры говорят громко, громко и развязно смеются; хитрые и скрытые говорят либо тихо и односложно, либо приторно певуче. Во всех инсценировках при изображении персонажей надо сохранить естественные интонации, добиваясь однако их гибкости и разнообразия.

Это даны только общие контуры характеров, весьма приблизительные. Наблюдательность воспитателя и глубокое проникновение в сущность художественного произведения обязательно подскажут ему и внешнее выражение характеристике персонажей.

Имитируя голоса персонажей – животных, воспитатель может достичь естественной близости, сходства звучания. Для этого надо пользоваться иным способом голосообразования: при произнесении звуков вдыхать воздух в себя.

Музыкальное сопровождение. Общее эмоциональное звучание пьесы, характер событий. Образность каждого персонажа передаются музыкальным сопровождением. Музыка может звучать вначале и конце спектакля, как своеобразная увертюра и финал; она сопровождает такие действия персонажей, как пение и танцы.

Если воспитатель не владеет музыкальным инструментом, целесообразно сопровождать спектакль пением, аудиозаписью.

Декорации. В любом спектакле декорации важны. Они создают иллюзию подлинности места и времени действия, подчеркивают характер событий и действующих лиц. Например, в сказке «Маша и медведь» лес можно сделать темным, чтобы подчеркнуть, как страшно заблудившейся девочке одной в лесу. В сказке «Заяц, петух и лиса» лубяная избушка должна быть прочной, светлой, весьма привлекательной: не зря на нее позарилась лиса.

Иллюзию подлинности создает и реквизит – предметы быта, используемые в инсценировке. Декораций и реквизита должно быть минимальное количество, чтобы не отвлекать внимание детей – зрителей и не осложнять работу кукловода, действующего в весьма ограниченном пространстве. На сцене надо оставить только то, что необходимо для раскрытия внутреннего мира героев и сущности событий, в которых проявляются их характеры.

Сцена импровизированного театра предельно проста и не требует особенного технического оснащения. Главным в зрелищах для маленьких остается художественное слово, звучащее в выразительном исполнении воспитателя. Ограниченное пространство, на котором идет спектакль, требует детально продуманного расположения «актеров», декораций, реквизита. Для показа «живых картинок» берется лист плотной бумаги, примерно 50 на 40 см., на нем изображается интерьер дома или пейзаж, на фоне которого будут развиваться события. В листе делается несколько прорезей, в которые по ходу повествования будут вставляться язычки картинок – фигурок для закрепления их на поверхности листа. Лист с пейзажем или интерьером закрепляется на картоне и на время показа детям устанавливается на пюпитре, несколько выше глаз детей. Картинки – фигурки персонажей вырезаются из плотной бумаги, наклеиваются на тонкий картон и раскрашиваются с одной лицевой стороны.

Фланелеграф – это щит, обтянутый фланелью и устанавливаемый на подставке – пюпитре с небольшим наклоном назад. Фигурки персонажей, вырезанные из бумаги, раскрашенные с лицевой стороны, а с обратной оклеиваются той же ворсистой тканью. Ворсинки фигурок и щита при соприкосновении притираются, фигурки персонажей и декорации, как бы приклеиваются к поверхности щита, закрепляются на нем.

Преимущество фланелеграфа перед «живыми картинками» в том, что движение фигурок – персонажей по поверхности щита – экрана более свободно, широко. У «живых картинок» свое преимущество перед фланелеграфом: реален цвет фона, на котором происходят события. Для достижения такого эффекта на фланелеграфе можно менять ткань обтяжки с учетом общего звучания инсценируемого произведения.

Сцена настольного театра ограничивается барьером у переднего стола, обращенного к детям. Барьер позволяет скрыть кисти рук кукловода при перемещении кукол по поверхности стола. Вплотную к столу ставят детские стулья, спинками к зрителям. Спинки стульев тоже декорируются. На стуле стоящем справа, располагаются куклы, ожидающие выхода на сцену. Плоские фигурки настольного театра закрепляются на стержнях- подставках; для устойчивости фигур стержни вставляются в деревянные или пластмассовые круги большего, чем сама фигурка, диаметра.

Сцены теневого театра – это экран со створками слева и справа, подобно зеркалу трельяжа. Благодаря этому экран устойчиво держится по поверхности стола. Экран обтянут неплотной белой тканью, створки – фанерой. С внутренней стороны по низу экрана прибивается рейка из фанеры. Ее назначение – плотно прижимать силуэты декораций и персонажей к ткани экрана, что обеспечивает четкость изображения. Силуэты персонажей и реквизита располагаются на столбе, ближе к экрану, в том порядке, в каком им предстоит «выход» на экран.

Показу инсценировки предшествует чтение и анализ произведения, составления сценария, распределение ролей между участниками спектакля, разучивание каждым из них своей роли, репетиция. На репетиции отрабатывается слаженность действий всех исполнителей – кукловодов.

Подготовка детей к просмотру театра.

Чтобы в ходе спектакля у детей возникли яркие и глубокие чувства, целесообразно напомнить детям произведение, которое они увидят на сцене, и вновь прочитать его незадолго до спектакля.

С детьми старшей и подготовительной групп полезно вспомнить другие произведения, аналогичные по сюжету тому, что предстоит увидеть на сцене. Это также подготовит их внимание и эмоциональный настрой, вызовет необходимые ассоциации. Целесообразно несколько слов сказать и об авторе произведения.

Показ спектакля. Кульминационный момент всей предшествующей работы – показ спектакля в детской аудитории.

Показывая инсценировку в театре картинок, воспитатель стоит или сидит в пол – оборота к детям в момент, когда закрепляет очередную фигуру персонажа на сцене – стенде; когда он произносит текст – обязательно оборачивается лицом к детям, чтобы обеспечить точное восприятие и понимания ими содержания инсценируемого произведения, чтобы и интонацией, и мимикой своего лица «заразить» детей соответствующими чувствами.

При показе инсценировки в настольном театре воспитатель – кукловод тоже все время общается с детьми. Манипуляции с куклами должны быть предварительно так отработаны, чтобы не приходилось фиксировать на это внимание во время показа, ибо нечеткость движения рук влияет на плавность речи, она становится сбивчивой, возникают неоправданные паузы, звуки речи гаснут у поверхности стола, не направляются к зрителям.

При показе инсценировки в театре теней воспитатель заботится о полном соответствии движений силуэта содержанию произносимых реплик. Дети не видят лица говорящего, по этому важна интонация, а также четкость дикции, сила голоса и яркость.

У младших дошкольников внимание непроизвольное и быстро ослабевающее. Зрителей – малышей в ходе спектакля можно подключать к событиям, происходящим на сцене: спросить, куда пошел тот или иной персонаж. Попросить разбудить или убаюкать героя пьесы и т.д.

Старшим дошкольникам надо предоставить возможность полностью погружаться в мир героев спектакля. В процессе восприятия инсценировки они не только чувством откликаются на происходящее на сцене, но и думают, рассуждают, обмениваются впечатлениями с соседями или высказывают свои суждения вслух. Гасить такие проявления детей, если они не мешают другим, вряд ли целесообразно; надо воспитывать культуру такого рода проявлений: предложить говорить шепотом, не мешая другим. Постепенно суждения ребенка перейдут во внутреннюю речь, в мысли про себя, но сама мысль не погаснет, а это очень важно для дальнейшего общего развития и обучения в школе.

2017 г.

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×