Пояснительная записка к учебному плану
В основе определения учебноу нагрузки нормативные требования Постановления об утверждении СанПин 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от 15.05. 2013 № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
I. Режимные моменты.
1. Режим детского сада направлен на использование максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей.
2. Организация оздоровительного режима, стереотипно повторяющиеся режимные моменты:
- время приема пищи;
- укладывание на дневной сон;
- время прогулки на открытом воздухе.
Все остальные компоненты режима носят динамичный характер.
3. В ДОУ созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности в помещении и на улице.
-Организация занятий осуществляется преимущественно деятельностным методом с применением приемов снятия психоэмоционального напряжения (на продолжительное сосредоточение у ребенка нет физических сил), ограничение до минимума отвлекающих факторов.
-При организации образовательного процесса преимущество отдается интегрированным, индивидуальным и подгрупповым занятиям.
-Занятия познавательного цикла в понедельник не проводятся из-за перевозбудимости или заторможенности нервной системы ребенка после выходных дней.
-Возбужденный (болезнью) ребенок не занимается больше, чем он может (переключение его внимания на другую деятельность).
-Созданы условия в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
-Для профилактики нарушения осанки, приведение плечевого пояса, вальгус нижних конечностей, диспластический синдром, гипермобильность суставов, ДЦП проводятся: массаж, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, босохождение, полоскание полости рта после еды кипяченой водой, занятия на тренажерах и в сухом бассейне.
-Для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов в каждой группе и залах установлены воздухоочистители.
-Использование музыкотерапии в течение дня.
-Использование психотехнологий: « минута вхождения в день», «рефлексия прожитого дня».
-В ДОУ установлены доверительные отношения с родителями: родителям представлена возможность активного участия в педагогическом процессе, родители-эксперты педагогической деятельности учреждения.
-Интеграция воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса позволяют достигнуть эффективных результатов в развитии и оздоровлении детей: сокращается количество дней острого периода болезни ребенка, наблюдается более легкая адаптация детей к режиму детского сада, социализация в обществе.
III. Максимальный объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.
При организации учебных занятий ДОУ руководствуется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (САН ПИН 2.41. 1249-03), инструктивно-методическим письмом «О Гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах общения» (№ 65/23-16 от 14.03.2000 года). При организации познавательного процесса с детьми устанавливается учебная нагрузка:
-максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 2-х занятий, в старшей и подготовительной группах – 3-х занятий;
-максимально допустимая продолжительность занятий: младшая группа –10-15 мин., средняя группа – 15-20 мин., старшая – 20-25 мин., подготовительная – 25-30 мин.;
-в середине занятий организуются динамические паузы, физкультминутки;
-перерывы между занятиями – 8-10 мин;
-во второй половине дня занятия проводятся после дневного сна.
В течение пребывания ребенка в ДОУ обеспечивается баланс различных видов деятельности детей, среди которых преобладает игра. При организации воспитательно-образовательного процесса 50% времени отводится занятиям, требующим умственного труда и 50% – занятиям эстетического и физического цикла.
Особое внимание уделяется организации двигательной активности детей.
При организации занятий с детьми, учитываются индивидуальные особенности детей, состояние физического и психического здоровья.
Специфика организации жизнедеятельности в ДОУ предполагает использование индивидуальных, подгрупповых и интегрированных занятий.
Специфика двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста
Основные направления оздоровительных мероприятий:
-тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата;
-предупреждение гиподинамии;
-предупреждение проявления отрицательных эмоций;
-профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
-тренировка дыхательной мускулатуры и повышение физической работоспособности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Самостоятельная двигательная деятельность
- прогулки
|
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей.
Ежедневная: -утренняя прогулка 1 час 10 мин. -дневная прогулка 1,5 – 2 часа; -вечерняя прогулка 1 – 1,5 часа. |
Учебные занятия: - по физической культуре
|
3 раза в неделю 25 – 30 мин. из них: 1 – на свежем воздухе; 2 – в спортивном зале.
|
Физкультурно-оздоровительные занятия: - утренняя гимнастика
- воздушные процедуры после дневного сна
- подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе
- физкультурная минутка
- пешие походы
- лечебная физкультура: физкультурные (коррекционные) занятия.
|
Ежедневно 8-10 мин. в одной из форм: -оздоровительный бег с комплексом упражнений; -подвижные игры; -спортивные тренировки; -ритмические упражнения.
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, состоят из следующих частей: -комплекс дыхательных упражнений, лежа поверх одеяла; -точечный массаж; -комплекс коррегирующей гимнастики на массажной дорожке; - упражнения при контрастной температуре помещений спальни и групповой комнаты; -упражнения на тренажерах в оздоровительном центре группы.
-Ежедневно на дневной и вечерней прогулке по 15 – 20 мин.
-Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия, 2 -5 мин.
- В библиотеку на ул. Ньютона, длительность 35 + 35 мин.
-Ежедневно индивидуальные и подгрупповые занятия в зале ЛФК по 20 – 30 мин., с учётом рекомендаций врача. |
Активный отдых: - физкультурные развлечения на свежем воздухе
- физкультурные праздники
- праздник «День здоровья»
- неделя здоровья и безопасности
- игры, труд, театр |
1 раз в месяц, 30 мин.
2 раз в год (зимой, летом) (40 – 60 мин.)
1 раз в сезон
Одна неделя в сезон. Занятия проводятся по лексическим темам: -«Нехворайка». -«Помоги себе сам». -«Безопасность».
По понедельникам, учебные занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, не проводятся. |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи: - домашние задания родителей с детьми
- участие родителей в физкультурно – оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада
- Клуб «Затейник» |
Определяются воспитателем и специалистами.
Во время подготовки и проведения праздников, развлечений, дней здоровья, походов, посещений открытых занятий.
По плану в течение года с участием родителей, а так же совместно с детьми. |