Страница обновлена 18.07.2017
Эссе
Эссе на тему: 
«Моя педагогическая философия»
 
        Вечер… Решила поразмышлять о сущности педагогической деятельности. Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным всепоглощающим делом. И почему-то вспомнились два эпизода из моего детства.
        Подготовительная группа, тихий час, мне не спится, рядом сидит за столом воспитатель, что-то пишет. Смотрю на воспитателя и думаю, что когда вырасту, хочу вот так же сидеть за столом, быть рядом с детьми, воспитывать их, учить, играть. Видимо уже тогда пришло ко мне желание погрузиться в мир детства.
        Второй эпизод (мне его рассказывали мама и сосед дядя Толя) о моем первом дне в детском саду. Мама отвела меня утром в детский сад, сама – на работу. Возвращаясь днем, дядя Толя увидел меня, сидящую в песочнице около дома (а он знал, что меня сегодня отвели первый день в детский сад). Стал спрашивать о том, как я оказалась здесь? и где родители? Я ответила, что родители на работе, а я из садика ушла, мне там не понравилось. Дядя Толя, конечно же, отвел меня обратно в сад (садик был через дом от того, где мы жили). Воспитатель, оказалось, даже не заметила моего отсутствия. После этого случая она почти сразу же уволилась, не смогла больше работать в саду, сменила профессию. Взрослея, я иногда встречала ее на улице, и каждый раз она вспоминала тот случай.
        Мне, кажется, все это как-то повлияло на меня при выборе профессии.
        В моей семье не было педагогов, но уже с детства я понимала, что педагогика – это то, что мне интересно, что меня увлекает. Мечтала быть педагогом, но не думала, что буду воспитателем.
        Поступила в педагогический институт на физико-математический факультет. В конце третьего курса вышла замуж (институт заканчивала уже заочно), переехала жить в другой город. Попробовала устроиться на работу учителем математики в школу, не получилась, не было мест. По воле судьбы попала в детский сад, где сразу же почувствовала себя на своем месте. Спустя некоторое время поняла, что ни о чем не жалею.
        Сегодня я могу смело сказать: мне повезло с профессией. Ибо, по словам Виктора Мари Гюго, «воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти познания дополняют друг друга».
        Жизнь воспитателя проходит среди шумного, доверчивого и трогательного детства, среди огромного мира чистоты и радости. Воспитатель, как гончар, в руках которого мягкая податливая глина превращается в изящный сосуд. И задача воспитателя – заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, научить дружить, думать.
Дошкольный период – это не подготовка к жизни, а полноценная жизнь со своими особенностями, переживаниями, радостями. Это период, когда закладываются базовые основы личности, характера ребенка, способности и задатки. Многое в жизни человека зависит от того, как прошло его детство, как его воспитали, какое представление о мире заложили в раннем возрасте, какие качества помогли развить. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).
        «Следующий век будет именно таким, каким будут воспитаны его будущие граждане»,- писал Я.А. Коменский. В этом, на мой взгляд, заключается основополагающая значимость профессии воспитателя.
        Не скрою, поначалу было трудно: написание планов, подготовка и проведение разнообразной деятельности, овладение методами и приемами, общение с такими разными детьми и их родителями. Но меня всегда окружали знающие педагоги и просто «сердечные» люди, у которых я перенимала полезный жизненный и педагогический опыт, за что им большое спасибо.
Быть воспитателем  в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, творческий поиск, новизна. Вместе с опытом формируется и педагогическое кредо, в основе  которого – любовь к детям.
        Мой рабочий день начинается с приема детей. Казалось бы, прием обычен и постоянен: дети приходят в группу, включаются в разнообразную деятельность, но только воспитатель способен понять состояние, замыслы и возможные волнения ребенка. Потому, как дети раздеваются, разговаривают с родителями, друг с другом, я узнаю, кто из них взволнован или спокоен, весел или угрюм, возбужден или вял. Учитывая состояние детей, я нахожу индивидуальные подходы к ним: как обратиться к каждому из них, что сказать, что предложить, посоветовать, чтобы успокоить, включить в активную деятельность, улучшить настроение. Я дарю детям, прежде всего, свою любовь. Я уверена, что детей надо принимать такими, какие они есть, что детей надо хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
        А как чудесно слышать восторженные голоса: «Светлана Владимировна, мы по Вам скучали!» или «Я Вас люблю», или получить в подарок рисунки и поделки.
        В моем профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и чувство гордости за достижения, и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но я никогда не испытывала чувство скуки и пустоты. Бывают моменты, когда твой труд приносит положительные результаты, и успех окрыляет; хочется творить, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Иногда бывают минуты, когда опускаются руки и, кажется, что всё: все мои возможности исчерпаны… Но когда на пороге группы тебя радостно встречают дети, обнимают, целуют, заглядывают в глаза, – понимаешь, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Жизнь не бывает без трудностей, без проблем. И радостно на душе от того, что вижу, как мои дети с каждым днем становятся умнее, добрее, ласковее и милее.
        Если меня спросят: «Вы счастливый человек?» Отвечу: «Конечно, да!»