Страница обновлена 18.07.2017

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 18.07.2017
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Советы родителям

1. Не держите во время прогулок ребёнка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

2. Следите, чтобы ребёнок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

3. Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

4. Предоставляйте ребёнку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

5. Объясняйте и показывайте, как нужно:

-стоять–прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

-ходить–ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

-сидеть–прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперёд, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираясь на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребёнка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лёжа на боку или на спине. Матрац должен быть полужёстким, упругим с учётом массы тела ребёнка. Чем легче ребёнок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

ПОДБОР ОБУВИ

Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви составляло примерно один сантиметр. При нагрузке размер стопы увеличивается, поэтому измерение проводится только у стоящего ребёнка. Задник у новой обуви должен быть достаточно жёстким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2–3 см) каблучок.

ПОДБОР МЕБЕЛИ

Условия, в которых растёт ребёнок, определяют его развитие. К организации рабочего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются строгие требования.

Главное условие – мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Высота стула должна быть равной длине голени ребёнка. Спинка должна быть на уровне поясницы, чтобы можно было её прижать. Глубина сиденья не должна превышать четыре пятых длины бёдер. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это крайне неблагоприятно отражается на кровообращении – мышцы ног не получают должного питания. Сиденье у стула не должно быть слишком мягким, чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, а опора была на седалищные бугры.

Край стола должен находится на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола было 30 см, между грудью и столом – 2 см (ладонь проходит ребром).

Общие рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего нарушений осанки и плоскостопия:

1.Рациональное питание, обеспечивающее полноценное поступление всех необходимых для роста веществ, витаминов, микро- и макроэлементов.

2. Двигательный режим дома, на улице, обеспечивающий правильное развитие мышечного корсета и формирование скелета.

3. Формирование и контроль правильного положения тела в разных ситуациях.

4. Физическое воспитание, направленное на улучшение состояния здоровья и физического развития детей, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков. Организованные формы двигательной деятельности дошкольников предусматривают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, а также ритмическую гимнастику, плавание, занятия на тренажёрах и т. д.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Исходное положение (далее – и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодич­ная область, икры ног и пяток должны касаться стены. 

1. И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. 

2. И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку. 

3. И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку. 

4. И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п. 

5. Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки. 

6 .И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое по­ложение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п. 

И. п. – сидя:сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правиль­ную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене. 

7. И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя. 

И. п. - лежа:лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

8. И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п. 

9. И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа. 

10. И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления “мышечного корсета”

И. п. – лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга. 

1.И. п. – лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п. 

2.И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, при­поднять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п. 

3.И. п. – лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п. 

4.И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п. 

5.И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямы­ми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

6.И. п. – лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

7.И. п. – лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удержи­ваться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

8.И. п. – лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удер­живаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

9. И. п. – лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

10. И. п. – лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

11. Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподня­тое положение головы и плеч.

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно похо­дить на носках и попрыгать через скакалку.

Упражнение “каток”: поочередно ногами катать вперед-назад мяч, ска­калку или бутылку.

Упражнение “разбойник”: ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражне­ния. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разло­женное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение “маляр”: сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок прово­дит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к ко­лену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение “сборщик”: сидя на полу с согнутыми ногами, собирать паль­цами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение “художник”: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение “гусеница”: сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть паль­цы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы каса­ются пола.

Упражнение “кораблик”: сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы при­жались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение “мельница”: сидя на полу с выпрямленными коленями, опи­сывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение “окно”: сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение “барабанщик”: сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение “хождение на пятках”: ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×