Страница обновлена 01.05.2018

Советы музыкального руководителя-апрель 2018г.

                                          Выполнила Окутина К.Ш.                      

                 Музыкальнофонетическая зарядка

    Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития  звуко-произносительных навыков.

    Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с детьми , как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.

    С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь детей, единую манеру звукообразования при пении. Все упражнения можно исполнять с музыкальным сопровождением.

-А-

1. Воздух в носик набирайся, "А” теплее выдувай.

2. Мишеньку  качай,  "А”  пропевай!  А – А – А – А.

3. А – красивый звук какой, Ну-ка шире рот открой.

(В игре используется игрушка "мишка”. Звук "А” пропеваем мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).

-Э-

1. Мишка песню напевает,  Мишка ротик открывает. Шире ротик открывай

 И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э.

2. Мишка улыбается  и  не напрягается,  улыбнись, "Э” протяни, Подбородок опусти.

(В игре используется игрушка из кукольного театра – "Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).

3. – Как поет козленок: МЭ – МЭ, А барашек как поёт – БЭ – БЭ.

 

1. Посмотрите, как Петрушка  тянет ротик прямо к ушкам

 И скажите: И – И – И – И, Ротик к ушкам растяни.

 (В игре используется игрушка "Петрушка”).

2. "Песенка Ослика”

 И – А, И – А! Ослик так поет всегда.

3. И – И – И – И! Эй, лошадка, нас вези.

 И быстрее ты скачи.

(В игре используется игрушка "Лошадка”).

 -О-

1. Шарик губками возьми, "О” тихонько протяни!

(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров , например, теннисные). Использование  шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).

2. Курочка поёт КО – КО – КО, Не ходите далеко.

(В игре используется игрушка "Курочка”).

3. "Котик испугался”

 Котик маленький гулял И собачку увидал. Ой! Ой! Ой! Ой!

Испугался котик мой.

В игре используются игрушки "Собачка” и "Котик”).

4. Заболела куколка,  Надо ей поспать. Заболела куколка, Начала стонать : « О – О – О – О».

(В игре используется игрушка "Кукла”).

5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой! Покрутите головой – влево, вправо: Ой, Ой!

-У-

1. "Куколка заболела”.

 Плачет  Уленька:  «Уа! Моя куколка больна».

(В игре используется игрушка "Кукла”).

 2. "Паровоз мчится”.

 Загудел паровоз – У! У! У! И ребяток повёз: У! У! У!

3. "В лесу”.

 Заблудились мы в лесу И кричим: АУ! АУ!

4. "Позовём утят”

 Ути – Ути – Ути!

5. "Позовём голубей”: гули – гули – гули.

-Ы-

1. "Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.

2. "Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.

3. "Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.

-Ф-

1. Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Длинный ветерок пусти!

 Ф-ф-ф (говорком).

2. Ручки вверх поднимай, Тихо носиком вдыхай,

 Ручки вниз опускай, Ф – Ф – как ветер напевай.

3. "Ёжик фыркает”:

Ежик по лесу бежал, и грибочек увидал.

И от радости фырчал: Ф – Ф – Ф – Ф.

 -В-

1. Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел.

 Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай.

 В – В – В – В.

2. Начинает вьюга выть, В – В – В – ребятам говорить.

-П-

1. Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поёт.

 П – П – П – П.

2. Воздух в носик надувай и сквозь зубы прорывай.: п-п-п.

-Б-

1. "Б” легко произнеси, Голосок свой подключи!

 2. Баю – баюшки-баю, Баю Любоньку мою!

3. "Машина сигналит”

 Ехала машина, И всем кричала.

 - "Уйдите с дороги- сигналю для начала”.  БИ – БИ – БИП.

-Т-

1. Губы улыбаются, И не напрягаются.

 В дверку постучим с тобой: ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.

2. Строим домик для бельчат ,молоточки стучат: Туки-туки-тук

-Д-

1. Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим.

 Молоточки мы возьмём,  Дружно гвоздики забьём,  Д – легко произнесём,

2. Строим домик для зайчат, Молоточки стучат:

 ТА– ДА; ТА – ДА; ТА – ДА; ТА – ДА.

-С-

1. Кран откройся! Нос, умойся!

 Нос, умойся! Лей не бойся! Тоненькая струйка льётся, Тихо песенка поётся  С’ – С’ – С’.

2. Ручеёк в лесу поёт и детей играть зовёт!

 Губы к ушкам растяните. С’ – С’ – тихонько повторите и за ручейком бегите!

                 (Бег "змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’] тихо).

3. Ручеёк бежал, в реку он попал  и рекою стал …

 Река шире ручейка, Вот такие берега.

 Да и песенка другая, Вот она какая –

 "С – С – С” (громко) За рекою мы пойдём,

 Песенку её споём! С – С – С – С.

4. Кто же так поёт – СА – СА – СА?  Это к нам летит оса.

 ОС – ОС – ОС – превращаю деток в ос.

                       (Дети изображают полёт ос).

-З-

1. Вот большой комар летит и сердито он звенит:

 З – З – З.(громко)

 Большой комар улетел,

 Но кто – то, снова зазвенел!

 Маленький звенит теплее, Он, наверное, добрее!

 З’ – З’ – З’.(тихо)

-Ц-

1. Будем тихо мы сидеть, "ТС” тихонько будем петь.

2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.

 Ц – Ц – Ц – Ц.

Литература

Косыгина В.Н. « Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.» Изд. Карапуз.2007.

Репина З.А. , Буйко. «Уроки логопедии». Екатеринбург. Литур.2001.

Репина З.А. , Доросинекая А.В. «Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста.»Екатеринбург. Литур.2001.

Скачать