"Детский сад № 231" города Ярославля
Советы музыкального руководителя-апрель 2018г.
Выполнила Окутина К.Ш.
Музыкальнофонетическая зарядка
Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко-произносительных навыков.
Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с детьми , как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.
С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь детей, единую манеру звукообразования при пении. Все упражнения можно исполнять с музыкальным сопровождением.
-А-
1. Воздух в носик набирайся, "А” теплее выдувай.
2. Мишеньку качай, "А” пропевай! А – А – А – А.
3. А – красивый звук какой, Ну-ка шире рот открой.
(В игре используется игрушка "мишка”. Звук "А” пропеваем мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).
-Э-
1. Мишка песню напевает, Мишка ротик открывает. Шире ротик открывай
И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э.
2. Мишка улыбается и не напрягается, улыбнись, "Э” протяни, Подбородок опусти.
(В игре используется игрушка из кукольного театра – "Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).
3. – Как поет козленок: МЭ – МЭ, А барашек как поёт – БЭ – БЭ.
1. Посмотрите, как Петрушка тянет ротик прямо к ушкам
И скажите: И – И – И – И, Ротик к ушкам растяни.
(В игре используется игрушка "Петрушка”).
2. "Песенка Ослика”
И – А, И – А! Ослик так поет всегда.
3. И – И – И – И! Эй, лошадка, нас вези.
И быстрее ты скачи.
(В игре используется игрушка "Лошадка”).
-О-
1. Шарик губками возьми, "О” тихонько протяни!
(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров , например, теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).
2. Курочка поёт КО – КО – КО, Не ходите далеко.
(В игре используется игрушка "Курочка”).
3. "Котик испугался”
Котик маленький гулял И собачку увидал. Ой! Ой! Ой! Ой!
Испугался котик мой.
В игре используются игрушки "Собачка” и "Котик”).
4. Заболела куколка, Надо ей поспать. Заболела куколка, Начала стонать : « О – О – О – О».
(В игре используется игрушка "Кукла”).
5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой! Покрутите головой – влево, вправо: Ой, Ой!
-У-
1. "Куколка заболела”.
Плачет Уленька: «Уа! Моя куколка больна».
(В игре используется игрушка "Кукла”).
2. "Паровоз мчится”.
Загудел паровоз – У! У! У! И ребяток повёз: У! У! У!
3. "В лесу”.
Заблудились мы в лесу И кричим: АУ! АУ!
4. "Позовём утят”
Ути – Ути – Ути!
5. "Позовём голубей”: гули – гули – гули.
-Ы-
1. "Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.
2. "Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.
3. "Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.
-Ф-
1. Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Длинный ветерок пусти!
Ф-ф-ф (говорком).
2. Ручки вверх поднимай, Тихо носиком вдыхай,
Ручки вниз опускай, Ф – Ф – как ветер напевай.
3. "Ёжик фыркает”:
Ежик по лесу бежал, и грибочек увидал.
И от радости фырчал: Ф – Ф – Ф – Ф.
-В-
1. Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай.
В – В – В – В.
2. Начинает вьюга выть, В – В – В – ребятам говорить.
-П-
1. Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поёт.
П – П – П – П.
2. Воздух в носик надувай и сквозь зубы прорывай.: п-п-п.
-Б-
1. "Б” легко произнеси, Голосок свой подключи!
2. Баю – баюшки-баю, Баю Любоньку мою!
3. "Машина сигналит”
Ехала машина, И всем кричала.
- "Уйдите с дороги- сигналю для начала”. БИ – БИ – БИП.
-Т-
1. Губы улыбаются, И не напрягаются.
В дверку постучим с тобой: ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.
2. Строим домик для бельчат ,молоточки стучат: Туки-туки-тук
-Д-
1. Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмём, Дружно гвоздики забьём, Д – легко произнесём,
2. Строим домик для зайчат, Молоточки стучат:
ТА– ДА; ТА – ДА; ТА – ДА; ТА – ДА.
-С-
1. Кран откройся! Нос, умойся!
Нос, умойся! Лей не бойся! Тоненькая струйка льётся, Тихо песенка поётся С’ – С’ – С’.
2. Ручеёк в лесу поёт и детей играть зовёт!
Губы к ушкам растяните. С’ – С’ – тихонько повторите и за ручейком бегите!
(Бег "змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’] тихо).
3. Ручеёк бежал, в реку он попал и рекою стал …
Река шире ручейка, Вот такие берега.
Да и песенка другая, Вот она какая –
"С – С – С” (громко) За рекою мы пойдём,
Песенку её споём! С – С – С – С.
4. Кто же так поёт – СА – СА – СА? Это к нам летит оса.
ОС – ОС – ОС – превращаю деток в ос.
(Дети изображают полёт ос).
-З-
1. Вот большой комар летит и сердито он звенит:
З – З – З.(громко)
Большой комар улетел,
Но кто – то, снова зазвенел!
Маленький звенит теплее, Он, наверное, добрее!
З’ – З’ – З’.(тихо)
-Ц-
1. Будем тихо мы сидеть, "ТС” тихонько будем петь.
2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.
Ц – Ц – Ц – Ц.
Литература
Косыгина В.Н. « Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.» Изд. Карапуз.2007.
Репина З.А. , Буйко. «Уроки логопедии». Екатеринбург. Литур.2001.
Репина З.А. , Доросинекая А.В. «Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста.»Екатеринбург. Литур.2001.