Страница обновлена 18.07.2017
«Песочный мир»
«Самая лучшая игрушка
 для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский.
 
Что такое «песочная терапия»: мир, картины построенные,  ребенком  на песке, могут «рассказать» о его внутреннем состоянии, конфликтах и противоречиях, больше, чем любые беседы, играя с песком и миниатюрными фигурками, ребенок самовыражается.
 
У нас в детском саду, я, как педагог-психолог использую песочную терапию для решения психических проблем для коррекции эмоциональной сферы детей, в коррекционно-развивающих занятиях – с различными целями: ознакомление с эмоциями, чувствами, обучению взаимодействию в группе, сплочению детей, развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, восприятия, воображения, речи.
Для проведения занятий с использованием песочной игротерапии есть специально организованная зона в кабинете психолога.
Кабинет предполагает соответствующее оборудование: мягкие подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка…), интегративная доска для демонстраций детям презентаций, отрывков мультфильмов (с целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города, сказок и т.д.); а также работа на самой доске; песочницы с мягким песком; коллекция миниатюрных фигурок, для обыгрывания заданий, сказок в песочнице, дополнительный материал для работы с песком.
Занятия с песком  на эмоции, вызывает у детей интерес, удивление, радость (используются различные пиктограммы, разрезные картинки, рисование пальчиком на сухом и влажном песке). Больше всего детям нравятся занятия-путешествия. В них педагог опирается на любопытство детей, также используется различная атрибутика, сказочные герои, кисточки для раскопок. Очень нравятся детям занятия с песком с использованием сказкотерапии, где они проигрывают на песке сказки, рассказанные педагогом, или сочиняют  их сами. На занятиях прорабатывается тревожность, неуверенность, страхи,  излишняя агрессивность, гиперактивность. Игры в песке предполагают наличие определенных правил (не кидаться песком, не ссориться,  ведь «песочная страна не любит», когда ругаются), это позволяет выработать у детей самоконтроль. Например: «Образ волшебника» (дети – вы волшебники), является «нормирующим» – его «кодекс чести» не позволяет ссориться, драться, обижать друг друга. Так создаются условия для бесконфликтного общения и взаимодействия.
Также тактильные упражнения с песком создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебство сказки. Часто занятия начинаются с этих упражнений: погладить песочек, сыграть на «песочном пианино», сделать следы и т.д.
Песочная терапия  зарекомендовала себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с детьми с ОВЗ являются очень полезными, так как при любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария мозга, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика (пальчики, кисть руки): каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигурки, заставляют детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Игра и совместные действия с песком приносят радость и удовлетворение детям.
 
P.S. Дорогие родители, если Вас заинтересовала игра с песком, и вы хотели бы и дома играть с ребенком в песок, в продаже имеется «живой» песок и «кинетический». В него можно без проблем играть дома на ковре (в специальном бассейне), песок не рассыпается, его можно поливать водой, и лепить из него различные куличики. Он может быть различного цвета. (Обратитесь к продавцам они расскажут, как им пользоваться в домашних условиях).
Этот песок тоже очень хорошо снимает у ребенка психоэмоциональное напряжение и успокаивает. В него с удовольствием играют даже дети младшего школьного возраста.
 
Педагог-психолог
Гроза О. И.
 
 
 
 
 
 
«Миниатюрные игрушки, используемые в игре с песком».
 
 
 
«Песочная страна чувств, построенная старшей группой (цикл занятий по развитию чувств, с использованием песочной терапией и сказкотерапией»