Страница обновлена 19.01.2021

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 19.01.2021
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля
Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет
 
Подготовила учитель-дефектолог Бреславец О.Я.
 
Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют  также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.
Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох-выдох-остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое, вдох происходит через нос, выдох – через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
 Дыхание – основа внешней (произносительной) речи. От его правильности зависит чистота и красота его изменений (тональных оттенков).
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его , является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связанно с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее выдоха, последовательность фаз меняется следующим образом : вдох – остановка – выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный  механизм и движения диафрагмы. Во время устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное. Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико – грамматическому и интонационному наполнению высказыванию.
Физиологическое дыхание детей с ОВЗ имеет ряд своих особенностей. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, а так же укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Дошкольникам с ОВЗ необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Работа по формированию  правильного дыхания  может проводиться в следующей последовательности :
·         Развитие груднобрюшного типа дыхания
·         Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
·         Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
- добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
- на одном выдохе произносить 3 – 4 слога;
- правильно произносить фразу из 2 -3 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5 – 6 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить 1 – 2 стихотворные фразы;
- сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
Развитие речевого   дыхания на материале    лексических тем
З и м а
Снежинки
И.п.: о.с.* 1 – вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 – на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3-4 раза.
Вьюга
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на вьщохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 – вдох носом; 4 — на выдохе произносить  громко «У-у-у—у!»; 5 — вдох носом; 6 – на выдохе произносить
тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.
Пурга
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» – пурга начинается; 3 – вдох; 4 — на выдохе произносить громко:  «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 – на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — А
пурга заканчивается. Повторить 2 раза.
* О.с. – стоя прямо, ноги вместе, руки опущены.
Снег идет
И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
Снег скрипит
И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Скрип—скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.
` Холодно зимой
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо,  развести руки в стороны (вдох); 2 — обхватить плечи руками и
на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3-4 раза.
Погреемся
И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 —— вдох; 2 — быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух—х-х! Ух-х-х!». Повторить 3-4 раза.
Греем ручки
И.п.: о.с. 1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
Снежки
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять  «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить:  «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза.
Катание с горки
И.п.: о.с. 1 — сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 — на выдохе  произносить: «У—у-у-у-х!». Повторить 3-—4 раза.
Катание на коньках
И.п.: стоя, левая рука за спиной, спина слегка согнута. 1 — имитировать катание на коньках (вдох); 2 — на выдохе произносить:  «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!». Повторить 3-—4 раза.
Лепим снеговика
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 — наклон туловища вперед, поднимать «ком снега» (вдох); 2— на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.
Художественный материал
Вьюга
Вьюга воет:
— У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп,
Хоп-хоп-хоп.
Е. Алябьева
***
Снег, снег, снег, снег
Осыпает ветки.
На березе, на сосне
Снежные конфетки.
И. Векшегонова
Снегирек
Сел на ветку снегирек — ф-ф, ф-ф!
Брызнул дождик — он промок — ф-ф, ф-ф!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька — ф-ф, ф-ф!
Немецкая песенка
Тяжелый снег
Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок.
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко»?
Ц. Ангелов
***
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки — хлоп!
Сенька — вбок!
Санька — скок!
Соньку — с ног!
Детская потешка
***
Ветер веет, веет, веет,
Теплым снегом сеет, сеет
Пух да пух — бело кругом,
Сразу тихо—тихо стало.
Снег лежит, как одеяло.
Л. Квитка
Первый снег
Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Я. Аким
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!
И. Токмакова
Зимние забавы
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили.
А потом снежки катили.
А потом без сил упали.
И домой мы побежали.
Н Нищева
Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×