Страница обновлена 15.05.2019

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 15.05.2019
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Консультация для воспитателей

«Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. При этом, особое значение в подготовке перехода дошкольника на следующую ступень имеет – игра. Педагоги называют дошкольный возраст – возрастом игры не случайно, поскольку, в дошкольном периоде она является ведущей деятельностью, и как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо подметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения – это игровая деятельность. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.

Существуют разные виды игр, характерные для детского возраста. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. Так, при руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет; помочь сделать нужную для игры постройку; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подвижные игры в разных возрастных группах имеют различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры. Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя. В старшей группе, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование. Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.

Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания. В играх младших дошкольников большое значение имеет: наглядность, сюжет, слово. В этих играх правила заключены в дидактических игрушках. В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не от характера игрушки, а от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент. В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место здесь занимают словесные игры.

Однако, при всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Во-первых, они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности дошкольников. Во-вторых, все игры эмоционально насыщены, доставляют детям радость, чувство удовольствия.

Но, самое главное то, что любую игру сопровождает – речь. Играя, дети упражняются в использовании новых слов: по мере развития игры слово становится основным средством создания образа, разыгрывания роли, развития сюжета. К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети могут словами создавать целые эпизоды игры. Как отмечал в своих исследованиях А.Р. Лурия, – речь выполняет существенную функцию в процессе игры, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой.

Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность также сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игровой деятельности ребенок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе игры. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал разноуровневого характера.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Театрализованная игра как один из видов игр решает многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний, развития речи до физического совершенствования. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Разновидностью театрализованной игры являются игры-драматизации. В играх-драматизациях есть сюжетный замысел и ролевые действия. Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Особенностью игры-драматизации является ее синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности. В играх драматизациях используются диалоги, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами.

Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку с тяжелыми нарушениями речи.

Значимость игр-драматизаций отмечается и в работах Н.В. Губановой, Ю.А. Вакуленко, О.В. Правдиной. Исследование Г.А. Волковой показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность. Дети с ОНР, как правило, дети с отклонениями и в эмоциональной регуляции. Поэтому необходимо заинтересовать их в выполнении задания, а так как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте – игра, то именно «играть» в сказку детям гораздо интереснее, чем просто осуществлять постановку сюжета. В связи с этим, для решения многих задач для старших дошкольников с ОНР наиболее подходящей является игра-драматизация.

При этом, дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель говорит, действует за персонажа, имитирует ролевые движения. Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становиться интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются и личностные качества: выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, и нравственные: смелость, честность, доброжелательность и т. д.

А.Н. Леонтьев рассматривает игру-драматизацию одной из возможных форм перехода к продуктивной эстетической деятельности с характерным для нее ведущим мотивом воздействия на других людей.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития детей с ОНР. Стимулом развития речи в процессе театрализованных игр – движения, эмоции, чувства. В них применяется система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. При использовании игр-драматизаций решаются сразу несколько задач в развитии речи:

- уточняется, обогащается и активизируется словарь дошкольников;

- совершенствуется грамматический строй речи;

- совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи, воспитывается культура речевого общения;

- развивается просодическая сторона речи;

- вырабатывается умение исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами;

- развивается навык разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности. Немалое значение придается также оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последнее особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение, – костюмы помогают им «входить в образ».

При этом, тематика таких игр может быть весьма разнообразна, например, посуда, мебель, из жизни животных, из жизни растений, труд людей и т. д. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Игры-драматизации на основе сказок включают в себя несколько этапов:

1-й этап. Знакомство со сказкой.

2-й этап. Знания должны быть рационально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь.

3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности; лепке, рисовании, конструирование.

4-й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.

Практический материал для игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками.

Однако, необходимо учитывать тот факт, что недостатки звукопроизношения, недостаточно чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, изменение темпа речи, её плавности, а также неустойчивость внимания, плохая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоционально-волевой сферы – всё это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с ОНР, порождает у них особенности поведения в игре. Это говорит о необходимости использования индивидуально-дифференцированного подхода при организации игр в развитии речи детей с ОНР. И, педагог, развивая игровую деятельность детей с ОНР, прежде всего, должен осуществлять специальные методические приёмы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи обучения в игре, а также предусматривать возможность реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игры.

Таким образом, применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР помогают эффективно решать задачи по развитию речи, значительно повышает качество обучения.

При этом, в систему коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включают игры и игровые упражнения, которые не только совершенствуют речевые навыки, но и повышают умственную активность, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность, которые также способствует формированию речевых навыков.

Роль театрализованных игр в этом процессе состоит с одной стороны, в решение задач коррекционного обучения, с другой, в расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитии эмоций, познавательной деятельности, тесно взаимосвязаны между собой.

Наиболее распространенным речевым нарушением, по различным исследованиям, в последние годы является общее недоразвитие речи, под которым следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех компонентов речевой системы нарушено, при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Речь дошкольников с ОНР имеет характерные особенности: звукопроизношение нарушено; фонематическое восприятие не сформировано; недостаточный словарный запас; позднее появление речи, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя, слоговая структура слова нарушена; речь односложна, состоит из простых предложений и с аграмматизмами; трудности в построении монолога: сюжетного или описательного рассказа; бедная диалогическая речь. Нарушены все компоненты языковой системы языка.

Общее недоразвитие речи сопровождается неречевой симптоматикой, выражающейся в нарушении психологических процессов и функций. У таких дошкольников характерны нарушения общей моторной неловкости, недостаточной сформированности двигательных умений и навыков, снижения внимания, восприятия, концентрации. Эти факторы тормозят и становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности. Кроме того, плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

Система коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР может строиться с опорой на: интеллектуальные, развивающие, игровые, инновационные методы и средства.

Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте, независимо от нарушения, так как игра – ведущий вид деятельности всех дошкольников. И эффективность коррекционно-логопедической работы во многом будет зависеть от использования разнообразных игр во всех видах деятельности, так как любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывая разнообразные эмоциональные переживания.

Одной из наиболее эффективных форм организации работы со сказкой являются игры-драматизации, которые способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.

Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка.

С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения.

 

Учитель-логопед Бреславец О.Я.

 

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×