Страница обновлена 21.10.2019

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 21.10.2019
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

«Использование  инновационной технологии «Кроссенс» в работе с детьми с ОВЗ».

 

 

                                                                      Провела и подготовила Учитель-логопед: Ганина М.Р.

                                                                               Ярославль  2019.

«Использование  инновационных технологий

в работе с детьми с ТНР. ».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию в различных видах деятельности.

На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Логическое мышление и речь-это два тесно связанных процесса. Все мы понимаем, что без речи страдает мышление ребенка и соответственно без мышления не развивается речь. 

Работая с детьми с ОВЗ, при подготовке занятий задумываешься о том, как познакомить детей с новыми знаниями, пробудить интерес и желание добывать информацию самостоятельно.

Давайте немного раскроем смысл понятия ребенок с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

      У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете.

          Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь,  в лучшем случае,  улавливает тон,  интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.  

Особые трудности возникают у детей в отгадывании и придумывании загадок. Как же помочь ребенку с ОВЗ в работе с загадкой. Что сделать, чтобы  обучение  было интересным.  Как научить  ребенка, с проблемами в развитии отгадывать загадки?

Для начала немного о том, что же такое загадка, как с ней работать?

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления  и речи у детей С ОВЗ. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные и речевые  силы.  Мы, взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываемся над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируем  ход мыслей ребенка при отгадывании, торопим  малыша, забывая о том, что главное  –  не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат   правильного процесса мышления. Если дети затрудняются найти решение, зачастую, уступая  просьбам детей, мы взрослые, сообщаем  отгадку, сами растолковываем  смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать и размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.

Размышляя над данными выводами, мы столкнулись с тем, что необходимо найти какую-то технологию, которая поможет в работе над загадкой. Безусловно,   существует   много   технологий   и приёмов,   которые   позволяют   учебный   процесс   сделать   немного интереснее.  Но ведь у нас дети с ОВЗ!

Всегда помня о том, что у детей  старшего дошкольного возраста ведущим видом мышления – является наглядно-образное, а к концу дошкольного обучения, мы   должны заложить прочный фундамент  для словесно-логического мышления, мы воодушевились данной технологией. Чтобы узнать, что же это за технология. Я предлагаю Вам разгадать кроссворд.  Когда все слова по горизонтали будут разгаданы,  по вертикали получится название технологии, которой мы будем говорить.

Вопросы к кроссворду:

1.В структуре системы образования это учреждение именуется

Психолого-медико-педагогическая комиссия, а в образовательном учреждении – это?

(КОНСИЛИУМ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) 

2. Главное средство коммуникации (речь).

3. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности детей  по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. (Обучение).

4.Самостоятельный путь овладения знаниями. САМООБУЧЕНИЕ

5.Оценка человеком самого себя. САМООЦЕНКА

6.Автор сказки «Конек – Горбунок» ЕРШОВ Петр Павлович

7.действие, доведенное до автоматизма. НАВЫК 

8.Усвоение ребенком социальных норм. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Эта технология называется «Кроссенс».

Немного из истории.

А что же такое кроссенс?

Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая   в   себе   лучшие   качества   сразу   нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.  Этот метод был разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом,   математиком   и   Владимиром   Бусленко   -   доктором технических   наук,   художником   и   философом.   Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по   смыслу   сразу   несколько   картинок.   Задача   разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными. Читать кроссенс нужно сверху вниз или слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой».

При создании кроссенса можно воспользоваться следующим

алгоритмом:

1.Определяем тематику (общую  идею).

2.Выбираем 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3.Находим связь между элементами.

4.Определяем   последовательность   элементов   по   типу   связи«крест» и «основа».

5.Сконцентрируем смысл  в центральном элементе.

6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы

(образы).

7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

Технологию  КРОССЕНС  необходимо  адаптировать  для  детей старшего  дошкольного  возраста,  т.к.  предлагаемые  методические  разработки рассчитаны  на  школьников.  Проблема использования  технологии состоит  в  том,  что  у  ребенка  5-7  лет практически  нет   ассоциативных  связей,  познавательные  процессы    находятся  в  стадии  формирования  и  развития. Адаптацию  развивающей  технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:

-определение темы педагог создает и решает с детьми кроссенс  только  в  рамках  одной  определенной  темы,  постепенно  рас в  рамках  одной  определенной  темы,  постепенно  расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс –загадка «Слива»

 состоит из нескольких сюжетных картинок:  Атласные синие платьица, трава, дерево с кроной, мальчик катится с горки на санках, дети идут, компот и джем из сливы, мальчик моет сливу, рот.

Педагог предлагает детям отгадать загадку,  с опорой на картинки

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот.

(Сливы)

-сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, если  малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;

-направление решения кроссенса: КРОССЕНС можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная  сформированность  зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

 Я предлагаю посмотреть кроссенс на начальном этапе в работе с детьми с ОВЗ.

Вот такая простая загадка:

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Таким образом, мы можем сказать, что развивающий метод «кроссенс» способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×