Страница обновлена 18.07.2017

 

Как выявить таланты и способности у ребенка

 

Все люди разные. Конечно, речь идет не только о внешнем различии, но и о разных типах характера, темперамента, поведенческих особенностях, о склонностях к тем или иным навыкам. Говорят, что все наши умения и способности закладываются в детстве родителями. Однако любая опытная мама возразит вам: все дети тоже разные. Кто-то с юных лет отлично рисует, кому-то легко дается запоминать стихи и песенки, у кого-то получается быстро считать в уме, а кто-то великолепно поет и обладает хорошим музыкальным слухом. Задача родителей – выявить способности и склонности своего ребенка как можно раньше. А самое главное – правильно их развивать. Давайте разберемся, что важно знать родителям, чтобы помочь своим детям совершенствовать таланты и сформировать навыки для будущей профессии.

Истинный художникСреди детей мало найдется тех, кто не любил бы рисовать. Зачастую малыш тянется к карандашу или фломастеру, еще толком не умея держать эти предметы в руках, и старается изобразить на листе бумаги сначала хаотичные линии, затем известные «палку, палку, огуречик». В более сознательном возрасте ребенок начинает рисовать сложные рисунки, разукрашивать раскраски, клеить аппликации, лепить из пластилина. Но не стоит сразу записывать свое чадо в художники или скульпторы. Обратите внимание на то, как подходит ваш малыш к процессу создания чего-то нового. Скорее всего, ребенок имеет художественные способности, если:
он не рисует стандартные и знакомые ему фигуры и картинки, а постоянно придумывает новые образы, которые никто не показывал ему, как правильно рисовать;
или вместо того, чтобы поиграть в какую-нибудь игру, он предпочитает лепить, чертить, раскрашивать и т.д.; или малыш стремится декорировать дом и предметы интерьера, пытается каким-то образом украсить одежду.
Как правило, такие дети более молчаливы и вдумчивы, чем их сверстники, проявляют интерес к предметам искусства, в юном возрасте умеют сочетать цвета, комбинировать одежду, постоянно удивляют родителей неожиданными рисунками. Если вы полагаете, что ваш ребенок достаточно усидчив и вполне сможет справиться с нагрузкой, отдайте его в художественную школу. Но учтите, что зачастую любовь у детей к искусству пропадает тогда, когда занятия любимым делом становятся обязательными и принудительными.
Если есть выбор среди несколько школ, постарайтесь подобрать самую оптимальную. Не стоит руководствовать одним только критерием – близким расположением. Узнайте больше о педагогах, которые преподают в разных художественных школах, постарайтесь найти такого преподавателя, который не только бы учил детей технике рисования или лепки, но и пытался бы привить детям любовь к прекрасному, развивал бы в них пространственное мышление, сумел бы раскрыть эстетические стороны искусства.
Если вы считаете, что вашему ребенку еще рано отправляться в художественную школу, постарайтесь сами уделять больше времени развитию у него художественных способностей: посещайте выставки, музеи и картинные галереи. Многие из них проводят специальные экскурсии для детей, поэтому посещение таких культурных мест может стать увлекательным и познавательным и для вас, и для вашего малыша. Помните, что своевременно развитые художественные способности могут стать хорошим подспорьем для будущей профессии. Не обязательно, что из вашего ребенка получится известный скульптор или живописец. Возможно, ваш малыш будущий дизайнер, визажист, фотограф, архитектор, художник-мультипликатор, реставратор, декоратор, карикатурист и т.д.

 Со спортом по жизни Бытует мнение, что человек подается в спорт, если у него не получается изучать никакие науки. Однако с этим утверждением стоит поспорить. Зачастую спорт – куда более сложное занятие, чем изучение определенных предметов. Не все способны выдерживать тяжелые физические нагрузки и уж тем более не все обладают огромной силой воли, чтобы заставить себя регулярно тренироваться и заниматься. Спортсмены дисциплинированы, закалены, целеустремленны, бодры и энергичны.
Многие дети неугомонны и активны, не могут усидеть на месте, постоянно бегают, прыгают и скачут. Стоит особо обратить внимание на спортивные задатки своего чада, если он любит подвижные игры, легко осваивает езду на велосипеде, катание на роликах или коньках, ловко управляется с мячом, двигается четко и пластично, физически более развит, чем его сверстники. И если нет никаких противопоказаний по здоровью, можно записать своего ребенка в любую спортивную секцию, которую он выберет: это может быть какое-нибудь единоборство (каратэ, таэквондо, дзюдо), командные игры (баскетбол, футбол, волейбол), водные виды спорта (прыжки в воду, плавание, академическая гребля), зимние виды спорта (хоккей, сноуборд, катание на лыжах) и любые другие виды спорта.
Девочкам, как правило, предпочтительнее художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, хотя каких-либо половых ограничений в том или ином виде спорта нет.
Занятия спортом полезны для здоровья, укрепляют иммунную систему, помогают быть в хорошей физической форме, дисциплинируют и воспитывают сильные черты характера. Поэтому даже если ваш ребенок не станет олимпийским чемпионом и не достигнет спортивных высот, занятие любым видом спорта, без сомнения, пойдет на пользу. Все же нужно быть готовыми и к возможным негативным последствиям: синякам, ушибам, ссадинам, вывихам и даже серьезным травмам.

У моего ребенка нет талантов?Многие родители начинают переживать, если их ребенок в юном возрасте не демонстрирует явных склонностей к определенным сферам деятельности, насильно заставляют его посещать различные кружки в надежде, что в малыше проснется интерес и раскроются скрытые таланты. Самый правильный совет в этом случае – не паникуйте. Зачастую в ребенке легко распознаются творческие способности и проявляется тяга к занятиям спортом. Вполне нормально, если ваш малыш недостаточно артистичен, зачастую не усидчив, не может долго сосредоточиться на одном занятии, не проявляет интерес к конкретным видам деятельности. Скорее всего, склонности к изучению наук сформируются у ребенка, когда он пойдет в школу.
Возможно, вашему чаду будут легко даваться вычисления, измерения, запоминание чисел и математических символов, он будет быстро считать в уме. Налицо математические способности и, может быть, ваш ребенок будущий экономист, финансист, аналитик, программист и т.д. Или, предположим, ваш малыш очень наблюдателен, внимателен к природным явлениям, частенько задает вопросы о происхождениях и свойствах незнакомых ему предметов. Такая любознательность указывает на то, что у ребенка есть склонности к изучению естественных наук. Вероятно, его любимым предметом в школе будет природоведение, а в старших классах химия, биология, астрономия и экология. Или, например, малыш быстро научился читать, чтение является его любимым занятием, он внимательно слушает, когда читают взрослые. У ребенка довольно большой словарный запас, он строит длинные фразы, логичные и связные предложения. В школе ему легко будут даваться гуманитарные науки. И, возможно, в будущем ваш малыш сможет стать хорошим юристом, журналистом, агентом рекламной службы, специалистом по связям с общественностью, теле- или радиоведущим.
Если вы видите, что у ребенка получается изучать одни академические науки, а другие, как бы он ни старался, не поддаются изучению, не заставляйте ребенка зубрить то, что он не может. Объясните, что не все школьные предметы одинаково пригодятся при выборе будущей профессии. И что, возможно, больше времени стоит уделять тем наукам, которые ему интересны.

Всем начальникам начальникТакже очень важно развивать в ребенке лидерские качества. Не всем дано руководить и управлять. Но если вы заметили, что ваш сын или дочь при разных обстоятельствах демонстрируют уверенность в себе, могут организовывать других детей и руководить ходом игры, легко общаются со взрослыми или сверстниками, это признаки лидерства. Дети, имеющие управленческие качества, стремятся руководить везде: дома пытаются командовать родителями, в саду или школе строят своих сверстников, в командных играх берут на себя обязанности капитана, сами способны придумывать новые правила и организовывать игры.
Поощряйте в ребенке желание руководить, в нужный момент высказывайте похвалу в его адрес. Если ваш малыш столкнулся с каким-то препятствием или небольшими трудностями, не стоит спешить ему на помощь, дайте возможность ему самому попробовать справиться. Советуйтесь с ребенком, позволяйте ему самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Время от времени давайте ему небольшие поручения, в которых нужно проявлять смекалку и самому решать, как лучше выполнить задание.
Дети-лидеры способны к самовыражению. Поэтому не стоит им запрещать делать собственный выбор в одежде, высказывать свое мнение наравне со взрослыми, возникшие проблемы и разногласия обсуждайте с ребенком на равных. Но во всем нужно знать меру, не позволяйте малышу считать, что ему все дозволено. Иначе стремление к самовыражению сможет перерасти в плохое поведение и вспышки агрессии. Как правило, из таких решительных, целеустремленных и энергичных детей вырастают хорошие управленцы, начальники и руководители. В какую бы организацию такой человек не пришел работать, он быстро начнет подниматься по карьерной лестнице. И на руководящем посту будет весьма успешен.
Интеллектуальные способности и возможности у всех людей разные. И далеко не у каждой матери рождается ребенок-вундеркинд. Как правило, мало таких детей, которым легко дается все и сразу. В глубине души мы все, конечно, хотим, чтобы наш ребенок был всесторонне развит, получал помимо основного образования еще и дополнительное. Но к этому вопросу надо подходить осознанно. Не стоит действовать методом проб и ошибок, отдавать ребенка в кружки и секции, думая, а вдруг у него там что-то получится. Из-за рутины домашних дел, навалившихся проблем мы зачастую уделяем своему ребенку все меньше времени, надеясь на воспитателей в саду, приходящих няней или школьных педагогов. А ведь детей лучше своих родителей вряд ли кто-то сможет воспитать. Не забывайте, что вам предоставлена уникальная возможность – показать мир во всей его красе и многообразии вашему самому дорогому маленькому человечку. Внимательно присмотритесь к тому, что именно интересует вашего ребенка, понаблюдайте за ним, старайтесь отдавать ему все свое свободное время. Именно ваши жизненные наблюдения и подскажут, к чему склонен ваш малыш и в каком направлении ему надо развиваться.

Подготовила учитель – логопед Бреславец О.Я.