Страница обновлена 18.07.2017

Профилактика оптической дисграфии

Подгтовила учитель – логопед Бреславец О.Я.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

- искажение букв и недописание элементов;

- замена рукописных букв графически сходными;

- замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

- изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода – ОГОРДА), перестановки (Москва – МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

- нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

- аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.

Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.

Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы: – развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);

- извлечение геометрических форм из разных предметов;

- нахождение отличий у одних и тех же предметов;

- различение геометрических фигур по форме и величине;

- усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева);

- называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга;

- определение ошибок художника в рисунке;

- узнавание и называние буквы;

- нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;

- поиск названной буквы среди других букв (в тексте);

- конструирование буквы из элементов, палочек;

- рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;

- нахождение и выделение букв среди других изображений;

- узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами);

- распознавание букв, наложение друг на друга;

- дифференциация правильно и зеркально написанных букв;

- называние и сравнений букв, сходных графически;

- узнавание букв при неполном их написании (с использованием зеркал);

-распознавание букв разного шрифта;

-узнавание букв на ощупь;

- обводка контуров букв.

Всё это, различение фигур и предметов, определение их местоположения в пространстве активизирует зрительное внимание ребёнка, приучает его присматриваться и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия. Что способствует преодолению ошибок на письме по оптическому сходству букв.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скрупулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» – как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» – на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально – симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

- раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить не закрашенными);

- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

- штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв – от 2 до 5 букв в день.

Избегайте переутомления!