Страница обновлена 18.07.2017

ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКА.

«Без игры нет и не может быть
полноценного развития. 
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
 
В.А. Сухомлинский

 

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:
1.            Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
2.            Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
3.            Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
4.            Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
5.            Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
6.            Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
7.            Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление  помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
8.            Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
9.            Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
10.       Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
11.       Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
12.       Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
 
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

 

1.Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.

Игра – одно  из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.  Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, – в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

 

 

2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

 

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

 

4.Театрализованные игры ( игры драматизации) – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

 

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение.  Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

 

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

 

Воспитатель

Ганина Марина Рафаиловна