Страница обновлена 28.12.2017

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 28.12.2017
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Консультация для воспитателей

«Оригами в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

                                                    Подготовила: воспитатель Мокрицына Ю.Р.

Ярославль 2014

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

При помощи оригами развивается мелкая моторика, тренируются пальчики рук.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук у детей стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование лодками, ножницами. Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.

Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется в виду расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дефференцированной моторики пальцев рук. Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения, некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами. 

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.

Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель прежде всего говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее). 

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы.

Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра. 

При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки.

Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное – сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название – «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми.

Развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так-как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Только  в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Для развития мелкой моторики рук можно использовать множество упражнений: рисовать в воздухе, разминать пальцами глину, шить, вязать и многое другое, но нельзя забывать про оригами. Оригами стимулирует развитие памяти, так-как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения.

В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки развивается чувство цвета. «Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» – писал К. Маркс.

Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса.

Оригами – прекрасное средства оформления наглядных пособий, творчески работающие воспитатели их широко используют в учебном процессе. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное).

Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включались конструирование из бумаги, других материалов. По совету воспитателя дети могут сделать, например, для игры в пароход, много дополнительных предметов: рупор, часы, бинокль, сумочку для врача, спасательные круги, якорь и тому подобное. При этом воспитатель должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудоемкие поделки и так далее).

Следовательно, формы, методы и приемы обучения старшего дошкольного возраста в технике оригами имеют огромное значение для гармоничного развития детей, для совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста их подготовки к обучению в школе, неоспорима. Что занятия по обучению оригами развивает у детей старшего дошкольного возраста мелкомоторные движения руки, что способствует подготовке детей к обучению в школе.

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

 

Подготовила: воспитатель Мокрицына Ю.Р.

 

Ярославль 2016г.

        В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

      Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству технолого-педагогических приемов и методов работы, технологий. Подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

        Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации). Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

       Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

        Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает создать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Задача укрепления и сохранения здоровья воспитанников решается через использование разнообразных здоровьесберегающих средств и методов.

       Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности,  интегрированной формы организации двигательной активности.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду относится:

• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей

• организацию здорового сбалансированного питания;

• обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

• физическое воспитание детей.

Признаки здоровья:

• Специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;

• Показатели роста и развития;

• Функциональное состояние и резервные возможности организма;

• Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

       Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок с детьми с позиций физического развития.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

• утренняя гимнастика;

• физкультминутки, динамические паузы;

• обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;

• физкультурные занятия, прогулки;

• совместные досуги с родителями;

• спортивные праздники и развлечения.

       Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста.

       Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Система оздоровительной работы включает в себя:

• психологическое сопровождение развития;

• разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;

• систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;

• организацию здорового питания;

• оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

      Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

      Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей включает в себя:

• информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

• информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в дошкольном учреждении;

• приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);

• консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

        Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение – важнейшее условие организации педагогического процесса в ДОУ.

 

 

Консультация для воспитателей

«АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: воспитатель Мокрицына Ю.Р.

 

Ярославль 2016г.

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу – воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым  обновлением знаний, увеличением их объемов, что требует от сегодняшних дошкольников такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [5].

Л.Н. Галигузова трактует понятие «детское творчество» как форму активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Работы современных и зарубежных специалистов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель) повествуют о том, что творческая деятельность может выполнять терапевтическую функцию, отвлекая подрастающее поколение от грустных, негативных событий, обид, а также снимает нервное напряжение, страхи, стрессы и вызывает радостное, хорошее настроение, и обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей. Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка состоит в его поэтапном погружении в систему человеческой культуры в различных видах деятельности, а также через развитие возможности видеть окружающий мир и взаимодействовать с ним при помощи существующих способов [1].

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном и общественном». Л.С.Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи) .

Вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности детей. Первое, что необходимо для этого сделать, это уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок   для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию данных способностей каждого ребенка, при учете его интересов и наклонностей.

Понятие декоративно – прикладное искусство сформировалось при родовом строе, когда люди украшали себя браслетами и кольцами. Позже появились предметы украшения одежды, а затем жилья. Искусство создавать подобные вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение») [3].

Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров определенно выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц.

Серьезного развития в народном прикладном искусстве и за его приделами достиг орнамент. Орнамент является специально созданным узором, элементы которого ритмично повторяются. Главной характеристикой орнамента является ритм. Ритм, в свою очередь, является определенной упорядоченностью похожих элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов, все это является характерными особенностями работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все в положительных тонах и достаточно красочно.

Образы фантастических птиц, животных и растений, которые изображены на предметах декоративно – прикладного искусства предстают перед ребенком,   как правило, в виде сказочных, и в тоже время, знакомых существующих в жизни птиц и растений.

Декоративно – прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет постоянно искать и находить яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте детей, как правило, уже можно знакомить с некоторыми видами народного искусства, а так же научить различать различные его виды по следующим пунктам: содержание материала, средства выразительности, отличительные признаки и т.д.

В качестве примера можно обозначить народные орнаменты. Педагог, в течение года, отбирает несколько видов на свое усмотрение, чтобы показать детям характерные геометрические особенности каждого из орнаментов, принимая во внимание наличие предметов декоративно-прикладного характера в дошкольной организации. Устное повествование разбавляется наглядным материалом, а именно: картинки, открытки, слайды или видео. Сначала внимание уделяется тем предметам, которые рассматривались детьми ранее, в предыдущей группе. Такой метод обоснован тем, что оказывает положительное влияние на детей путем того, что ознакомление с увиденными ранее предметами проходит на качественно новом уровне, выделяются общие детали, и дети обнаруживают то, что ранее не считали существенным, либо требующем внимания.

В геометрическом орнаменте выделяются, в основном, знакомые элементы и их отличительные черты. Внимание уделяется закономерностям, таким как цвет, чередование деталей, ритмичность и структура, а так же симметрия узора. Очень важно обращать внимание на то, с помощью каких именно геометрических элементов изображаются элементы растительные – ягоды, цветы, листья и т.п., таким образом художник или мастер создает образы растительности и природы, не прибегая, однако, к копированию окружающего мира.

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а потом с 2-3 видами, для сравнения. На занятиях дети знакомятся с предметами декоративно – прикладного искусства, с их изображениями, репродукциями и открытками. Педагог знакомит детей с народной культурой, рассказывает о наиболее значимых фактах – названии, месте, где появился тот или иной элемент культуры, дает понятие о содержании и назначении. В целях эмоционального воспитания, обзор предметов происходит в сопровождении с художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые – глиняные, расписные» (Филимоновская игрушка), «Барыни красивы, да беда – спесивы» (Каргопольская игрушка), и т.д.

Разнообразная организация мероприятий, применение наглядного материала, художественного слова, музыки, создают особую, живую атмосферу, вызывая у детей повышенный интерес.

Список литературы

1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М.Просвещение.1991)

3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Ростов – на – Дону «Феникс» – 2002..

4. Телегина И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2010. – №1.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2013.

 

 

 

 

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×