Страница обновлена 08.11.2017

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 08.11.2017
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

 

Консультация для педагогов

Трудовое воспитание дошкольников.

подготовила: Лаврентьева О.Б.

 

 

1. Трудовое воспитание как составная часть материальной культуры человечества

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.

Материальная культура – окружающая человека среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества.

Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Это форма активности», можно определить, что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание же работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется при учете постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

Своеобразие трудовой деятельности детей.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Но как же тогда оценивать пусть даже, небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно снижает желание детей трудиться? И потому возникает необходимость ввести понятие «субъективная значимость труда», т. е. оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив их на столы, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: он разговаривает с Ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры. Таким образом, на протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется:

в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;

в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;

во включении игровых действий в трудовой процесс;

в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

2. Формирование системы знаний о труде взрослых

трудовой воспитание самообслуживание дошкольник

Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание - формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).

Так, начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей.

Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном мире.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей, основной формой являются различные поручения. Дети выполняют не только отдельные трудовые действия (вытираю кубик), но учатся выполнять целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики, выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место).

В природе дети участвуют в посильном труде по уходу за живыми обитателями, ответственно относятся к трудовым поручениям на дачном участке.

Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки изготовления поделок из бумаги и природного материала.

У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно (понимал необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь младшим и старшим членам семьи.

Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.

Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде, и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, но требования программы "Развитие", по которой, работает наш детский сад, сосредоточены не на содержании сообщаемого детям материала (конкретные знания, умения и навыки), а на способах овладения этим материалом, на организацию деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей, в чем и оценивается значимость моделирования в формировании у детей системных знаний о труде взрослых.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

Представления об общественной значимости труда по своему содержанию сложны, они включают знания о различных результатах труда, удовлетворяющих самые разнообразные потребности людей. Весьма значителен и объем содержания этих представлений, что делает сложным их обобщение, затрудняет формирование понимания значимости труда для общества. Формирование обобщенных представлений о значимости труда, отмечает Т.В. Потапова [13], взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды и т. д.).В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение.

Труд взрослых. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т. д. Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.

3. Трудовое воспитание

Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда. Формировать потребность трудиться.

Воспитывать любовь к труду. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Труд на обязательных занятиях по обработке материалов: бумаги, картона, пластилина, ткани, пластмассы – первый, очень важный этап трудового обучения, формирования умений и навыков. Например, из соломы дети плетут и вяжут сумочки, кошельки, стулья – игрушки, из пластилина – делают фигурки людей и животных. Ребенок должен отвечать за целость игрушек, за чистоту и порядок, где дети играют, вытирать пыль с игрушек, делать уборку. Создание материальной базы, обеспечивающей раннее включение детей в труд, разносторонность трудовой деятельности – это очень серьезная педагогическая проблема: покупка саженцев для опытного участка, музыкальных инструментов, художественной литературы. Соотношение учебных и воспитательных целей: знаний, умений, навыков. Воспитательные цели: нравственные понятия, убеждения, привычки, опыт, познавательный характер труда. Самообслуживание – простейший вид бытового труда, с него начинается трудовое воспитание. Самообслуживание – важный вид дисциплинирования человека, воспитание чувства долга перед другими людьми, ранняя обязанность, всеобщий труд, регулярный. Метод трудового воспитания ближе к методу обучения: общественно-хозяйственные и творческие цели труда. Пример и упражнение – методы трудового воспитания, общественные, эстетические, творческие цели труда. Коллективное трудовое задание: посадка цветов и деревьев – трудовой опыт для каждого ребенка, личный вклад в коллективное дело. Развитие деятельностного наблюдения, включает наличие качеств: умение понять познавательную задачу, принять план работы, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели, осваивать способы познания в новых условиях. В исследованиях Т. Комаровой: типов игровых обучающих ситуаций (ИОС) – включение сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников – обладает дидактическими возможностями с привлечением игрушек – аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи; варианты сюжета «Путешествие», игрушек опозноваемо-эстетических. ИОС: куклы, сюжетные игрушки, персонажи знакомых сказок: Буратино, Чипполино, Незнайка, Карлсон – привлекают интерес и внимание детей к дидактической цели занятия. С помощью сказок, рассказов, диафильмов, изучали влияние литературных произведений на игру, поведение дошкольников – Т.А. Макарова, Д.В. Менджеревская, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова. По литературной биографии куклы – персонажа, косвенная форма обучения детей. ИОС – единственный вид игры – прямое обучение детей – варианты игры в путешествие, трудовое занятие, наблюдение: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». Форма обучающей игры воспитателя с детьми, с дидактической целью: короткий и несложный сюжет, на основе сказочно-литературного произведения; с игрушками, атрибутикой, предметной средой; в содержании игры – дидактическая цель и воспитательная задача – сюжет, роли; воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Освоение знаний о направленности трудового процесса и его составе – сложная задача для ребенка-дошкольника. Даже в старшей и подготовительной группах, если этому не учили специально, более половины детей не вычленяют результаты труда, трудовые действия и не осознают такие компоненты, как постановка цели и отбор материала. Эти сложности восприятия процесса труда имеют свои причины.

Первая состоит в том, что трудовая деятельность взрослого имеет непрерывный текучий характер, все ее компоненты слиты и не воспринимаются ребенком раздельно. В таком недифференцированном восприятии процесса труда без знания его направленности результат труда не осознается детьми.

Вторая причина заключается в том, что трудовая деятельность взрослых, которую дети наблюдают, представлена им часто в очищенном, рафинированном виде: взрослый имеет дело с заранее отобранными материалами и инструментами; цель труда уже поставлена и специально для детей не мотивируется. Для детей трудовая деятельность выступает своей процессуальной стороной, отдельные действия вне связи с результатом и целью не фиксируются, не осознаются. Полученный результат труда часто не связывается с трудовым процессом. Кроме того, результаты труда часто не осознаются детьми, так как их получение не мотивировано, не вскрыта их необходимость людям.

Третья причина обусловлена тем, что в познании трудовой деятельности взрослых применяются методы, не адекватные задачам познания, особенностям познаваемого явления. Простое наблюдение трудового процесса не позволяет детям расчленить трудовой процесс, осознать каждый его компонент и обнаружить их связи, общую направленность труда.

Чтобы исключить перечисленные выше сложности восприятия труда взрослых, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Цель и результат труда, чтобы они осознавались детьми, должны быть мотивированы практическими потребностями детей, а затем и практическими потребностями взрослых (сшить шапочку, чтобы можно было взять куклу гулять; сделать котлеты, чтобы накормить всех детей; сделать трактор, чтобы быстро и хорошо вспахать землю, и т. д.). Эта практическая необходимость результата труда направляет внимание детей на цель труда (задумали сшить шапочку, сделать стул и т. п.), заставляет ожидать и осознавать результат благодаря его значимости для людей.

2. Цели труда должны быть наглядно представлены в виде образа (рисунок, аппликация) предмета. Наличие образа позволяет, с одной стороны, осознавать направленность труда, а с другой,- видеть расчлененно замысел и процесс достижения цели, вычленять промежуточные результаты, осознавать несоответствие промежуточных результатов цели труда, осознавать трудовые действия, направленные на достижение результата.

3. Выбор материала с определенными свойствами как существенный компонент труда осознается, если ясно назначение результата труда: ткань для шапочки нужно взять теплую, ворсистую, толстую, чтобы шапочка была теплой; для легкого праздничного платья – тонкую, гладкую; чтобы лодочка долго плавала, нужно выбрать плотную, гладкую бумагу, чтобы она не размокла; чтобы вытереть кукле губы – мягкую, тонкую и т. п.

4. Предварительная подготовка инструментов, оборудования в присутствии детей, чтобы привлечь их внимание и помочь вычленить набор орудий, необходимых для осуществления трудового процесса с учетом цели труда и особенностей конкретного материала.

5. Демонстрирование трудового процесса поэтапно. Воспитатель фиксирует достигнутый после выполнения трудового действия промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного результата, невозможность использовать по назначению: выкроили шапочку, но она не держится на голове – ее надо сшить; сшили, но она снова не держится на голове, так как нечем завязывать; пришили завязки – шапочку можно использовать, надевать, она не упадет, и голова не замерзнет. Таким образом достигается расчлененное восприятие трудового процесса.

6. Использование полученного результата труда по назначению и установление связи между результатом, целью, трудовыми действиями работавшего человека: сначала задумали сделать шапочку, чтобы кукле было тепло, затем взяли толстую ткань, ножницы, нитки, иголку, потом скроили, сшили, пришили завязки, и получилась такая шапочка, как задумали. Теперь ее можно надеть и взять куклу гулять: кукла не замерзнет.

В итоге многократных наблюдений за изготовлением предметов взрослым (шитье шапочки, платья, брюк, постельного белья для куклы, изготовление предметов мебели для куклы (стула, кровати), бумажных игрушек и т. д.), а затем и наблюдения трудовых процессов по преобразованию предметов (мытье чашек, смена полотенец, смена постельного белья, накрывание на стол, мытье пола и окон, стирка белья, уборка участка и т. п.) с учетом перечисленных дидактических условий у детей складываются отчетливые представления об обязательной направленности трудового процесса на запланированный результат, о требованиях к результату, его соответствии цели, о необходимости выбора соответствующего материала, инструментов, о составе и порядке трудовых действий, направленных на достижение результата.

Эти знания о структуре трудового процесса, зависимости между его компонентами важны, во-первых, для самостоятельного познания детьми трудовой деятельности взрослых, умения выявлять новые трудовые процессы, расчленять на компоненты, устанавливать их результат и, во-вторых, для освоения детьми трудовой деятельности, формирования умения планировать и осуществлять самостоятельно трудовые процессы. Эти знания подготавливают введение и успешное использование трудового обучения.

Трудовое обучение направлено на формирование у детей умений трудиться, т. е. осуществлять трудовые процессы. В младших группах основным содержанием трудового обучения является постепенное освоение детьми отдельных результативных действий, входящих в структуру трудовых процессов и имеющих ярко выраженный результат. Это умения расстегнуть, а затем застегнуть застежки (процесс одевания); аккуратно сложить или повесить в шкафчик одежду (процесс раздевания); смыть пену с рук под струей воды, а затем намылить руки и растереть пену, вытереть руки после мытья (процесс умывания); расставить хлебницы на середине стола (накрывание стола); полить растения, а затем обтереть пыль с листьев (процесс ухода за растениями) и т. п.

К концу пребывания детей во второй младшей, а главное, в средней и старшей группах содержанием трудового обучения является освоение детьми законченных трудовых процессов, освоение умения спланировать и выполнить трудовой процесс, получив результат, соответствующий цели. Это мытье и вытирание рук, мытье игрушек и посуды, стирка кукольной одежды и своих мелких вещей, накрывание на стол, уход за растениями и животными, посадка растений, создание поделок из бумаги или из дерева, пришивание пуговиц и т. п. Освоение трудовых процессов включает овладение всеми их структурными компонентами: постановка цели, отбор материала и трудового оборудования; овладение трудовыми действиями, результативностью труда, умениями уборки рабочего места и ухода за предметами трудового оборудования.

Содержание трудового обучения в старшей и подготовительной группах дополнительно включает овладение умениями выполнять разные виды труда, состоящие из освоенных трудовых процессов.

Трудовое обучение осуществляется, как правило, на занятиях с группой или подгруппой детей, но может быть проведено и индивидуально с одним, двумя детьми.

Основные дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:

1. Тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию знаний о труде. Ребенок сосредоточивает внимание на освоении трудовых умений в том случае, если трудовой процесс, его направленность, результат, трудовые действия, оборудование ему уже известны. Эти знания регулируют его действия, помогают освоить конкретные умения, контролировать достигаемый промежуточный и конечный результат, сосредоточиться на выполнении трудовых действий, отборе необходимого оборудования и т. п. Отсутствие предварительных знаний о трудовом процессе резко снижает эффективность трудового занятия. Поэтому занятиям по трудовому обучению предшествуют занятия по наблюдению соответствующего трудового процесса взрослого (занятию по обучению мытью посуды, например, предшествует занятие по наблюдению за тем, как моет посуду няня и т. п.).

2. Постановка цели мотивируется практической потребностью детей или взрослых и предусматривает результат во всем объеме требований к его качеству: не просто накрыть на стол, а сделать это так, чтобы всем было удобно и приятно обедать или завтракать; не просто вымыть чашки, а так, чтобы из них можно было бы пить, и т. п. Такая постановка цели трудового процесса отражает требование к качеству результата труда, отражает подлинный его смысл и направленность, позволяет понять его содержание, контролировать качество промежуточного и конечного результата, соответствие его цели: есть ли ложки и вилки у всех детей, удобно ли их брать; повернута ли ручка чашки в сторону ребенка; посередине ли стола хлебницы и всем ли детям удобно достать хлеб и т. п. Такая конкретная постановка цели труда, знание требований к промежуточным результатам направляет ребенка на четкое освоение трудовых действий, точное их выполнение, обеспечивает самоконтроль.

3. Выделение в трудовом процессе отбора и целесообразного расположения материала, трудового оборудования и инструментов как этапа планирования и организации трудового процесса, объяснение детям роли этого этапа для экономного и быстрого достижения результата труда.

4. Показ и объяснение каждого трудового действия и последовательности их выполнения с обязательным выделением и анализом каждого промежуточного результата труда, сопоставления с ожидаемым, конечным результатом. Это позволяет вычленить и осознать способ выполнения трудового действия, порядок действий, выполнить их в соответствии с правилами, оценить полученный результат, исправить ошибки.

5. Самостоятельное выполнение детьми трудового процесса по этапам: первый этап – организация обстановки, когда каждый ребенок самостоятельно отбирает себе необходимый материал, трудовое оборудование и целесообразно их располагает. Оценка организации, указания детям, не выполнившим те или иные требования, напоминание – обязательный момент, завершающий организацию трудового процесса. Второй этап – выполнение трудовых действий по порядку. На этом этапе возможны дополнительный показ, напоминание порядка действий, требований к промежуточному результату или того, как правильно выполнить то или иное действие. Третий этап – оценка конечного результата, достигнутого детьми,- соответствие его цели, возможность использовать полученный результат по назначению. Если результат не соответствует требованиям, возможно напоминание или указание, как добиться цели (например, смыть остатки мыла с донышка чашки, еще раз хорошо сполоснуть чашку и т. д.).

6. Уборка рабочего места: обтереть или вымыть трудовое оборудование, убрать его на место, убрать оставшийся и неиспользованный материал, подмести или подтереть пол и т. п. Эту часть трудового процесса воспитатель осуществляет вместе с детьми, наиболее трудную работу выполняя сам. Так, дети сливают воду из тазиков в ведерки, стоящие у столов, убирают на место мыльницы с мылом, пустые тазики, а воспитатель уносит ведра с водой, обтирает столы (младшая, средняя группы). В старших группах дети все делают сами под контролем взрослого.

7. Успешность освоения детьми трудовых процессов зависит от освоения отдельных наиболее сложных трудовых действий и порядка этих действий. В связи с этим возникает необходимость в упражнениях, которые чаще всего организуются в игровой форме.

Например, действия застегивания и расстегивания осваиваются детьми на специальных застежках; порядок трудовых действий при накрывании на стол – в процессе игры-занятия «Накроем куклам стол к обеду» или «Научим Мишку накрывать на стол» и т. п.

Таким образом, трудовые занятия со всей группой детей предшествуют введению того или иного трудового процесса в повседневную жизнь детей или в обязанности дежурных; они целесообразны и в том случае, если в группу пришло, значительное количество новых детей.

Способствуя формированию умений правильно организовать трудовой процесс, такие занятия, однако, не могут обеспечить трудовую деятельность в необходимом объеме, закрепление приобретенных умений и использование их в меняющихся условиях. Поэтому они не могут заменить повседневного самостоятельного труда детей как ведущего средства трудового воспитания, в котором происходит подлинное освоение трудовых процессов каждым ребенком, осуществляется воспитание личности ребенка, привычки к трудовому усилию. Трудовое обучение предшествует организации самостоятельного повседневного труда детей.

4. Самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни как средство трудового воспитания

Труд становится средством воспитания только тогда, когда дети трудятся не от случая к случаю, а когда интересная и посильная трудовая деятельность пронизывает всю жизнь детей в детском саду, когда дети выполняют постоянные трудовые обязанности.

В детском саду трудовая деятельность детей организуется как каждодневная в виде дежурств и как эпизодическая, возникающая в определенных сезонных условиях или для удовлетворения потребностей детей и взрослых (уборка участка после снегопада, уход за цветником, поделка елочных игрушек и т. п.). Особо следует выделить трудовую деятельность, возникающую по инициативе детей в свободное время, когда они занимаются любимыми делами (мастерят игрушки, ухаживают за животными, растениями и т. д.). Повседневный труд детей организуется как индивидуальный или коллективный и требует руководства со стороны воспитателя.

Дежурства как вид повседневного труда детей вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы и их поведение достигло определенного уровня произвольности.

Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, формируются ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на удовлетворение потребностей детей группы, помощь взрослому. Общественная направленность труда дежурных отчетливо видна всем детям: дежурные накрыли столы к обеду для всех детей, помогли няне; детям удобно и приятно сесть за красиво накрытые столы. Установление связей между целью, результатом и его значением для детей и взрослых вносит в трудовую деятельность детей планомерность и целеустремленность.

В процессе дежурств формируются социально ценные качества личности – ответственность перед коллективом за порученное дело, заботливость по отношению к детям и взрослым, привычка к выполнению трудовых обязанностей и др.

Содержание и последовательность введения дежурств определены в «Программе воспитания в детском саду». Первым видом дежурств, который вводится со второго полугодия в младшей группе, является дежурство по столовой. Содержание его несложно. Оно поначалу включает лишь отдельные результативные действия, которые дети освоили в индивидуальном труде: они раскладывают ложки каждому справа от тарелки, расставляют хлебницы, подставки с салфетками. В ходе дежурств дети приучаются бережно относиться к предметам, старательно и тщательно выполнять поручения взрослых.

В средней группе в содержание работы дежурных включается весь процесс накрывания на стол. Со второй половины года вводится новый вид дежурств – дежурства по занятиям: дети учатся аккуратно раскладывать на столы приготовленные воспитателем материалы и пособия, убирают их на место после занятия: моют кисточки и чашечки из-под красок, стирают тряпочки после рисования красками, обтирают подкладки после лепки и аппликации и т. п.

В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей.

Дежурства по занятиям включают не только раскладывание подготовленных воспитателем пособий и уборку их после занятия, но и подготовку пособий и материалов к занятию (проверка комплектов карандашей, отбор тех, которые нужно очинить, раскладывание клея по розеткам и т. п.).

Вводятся дежурства в уголке природы: дежурные поливают растения, обрызгивают или обтирают листья в зависимости от условий, рыхлят почву, кормят животных, чистят клетки и т. д.

В подготовительной к школе группе усложняются требования к дежурным: дежурные должны быстро, самостоятельно и организованно выполнять свои обязанности. Более широк и круг их обязанностей: дежурные по столовой убирают посуду, подметают пол у столов, принимают участие в мытье посуды после полдника; дежурные по занятиям помогают воспитателю подготовить материалы (нарезать бумагу нужного формата, готовить глину для лепки, развести, разлить и расставить краски и т. п.). В уголке природы ухаживают за растениями и животными: поливают по мере надобности растения, обтирают или опрыскивают листья, кормят животных, чистят клетки, ведут календарь погоды.

Методика руководства работой дежурных в разных возрастных группах направлена на формирование у детей необходимых знаний, трудовых умений и навыков, на формирование организационных умений, на развитие взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Только под руководством воспитателя ребенок осмысливает значение своих действий, их направленность, требования к их выполнению.

Дежурствам предшествуют наблюдения труда взрослых и трудовые занятия. Но в младшей группе ребенок не сразу усваивает, что и как он должен делать. Поэтому показ осуществляется в ходе деятельности дежурных, немного предваряя ее. Так, воспитатель показывает место для каждого предмета: для хлебницы, тарелки, ложки, а чтобы ребенок легче находил место, куда класть ложку (ориентировка в пространстве сложна для ребенка), его учат взять все ложки в левую руку, а раскладывать правой, переходя от тарелки к тарелке.

В процессе работы воспитатель контролирует деятельность дежурных, так как ребенок поначалу не видит своих ошибок и не может их исправить самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок все выполнил аккуратно: тарелки на столе расставил против стульчиков, на которых будут сидеть дети, ложки положил справа от тарелки ровно, черенком к себе и выпуклой стороной вниз, тарелку с хлебом поставил на середину стола и т. д. Контроль воспитателя, показ, как исправить ошибку, способствуют закреплению у дежурных трудовых умений.

В оценке работы дежурных подчеркивается, что дети сделали верно. Это вселяет в них уверенность, вызывает стремление к самостоятельности. Уже в младшей группе, привлекая внимание детей к деятельности дежурных, воспитатель показывает пользу и необходимость их труда для всех, способствует возникновению отношения детей к труду дежурных как к важному делу.

Организация деятельности дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом. Воспитатель назначает дежурных, подбирая детей с учетом их умений, инициативности и т. п. Он распределяет обязанности, указывая, кто какой стол должен накрыть; напоминает последовательность трудовых действий: сначала расставить тарелки с хлебом, затем тарелки и чашки, а потом разложить ложки. По мере освоения детьми трудового процесса воспитатель ограничивается советом, напоминанием. Контроль постепенно перемещается с процесса работы на результат и связывается с оценкой. Воспитатель направляет внимание ребенка на результат, на соответствие его требованиям, не торопится указать на ошибку, побуждая найти ее самостоятельно (проверь, правильно ли разложены вилки, на всех ли столах расставлены краски и т. п.).

Закрепление трудовых умений обеспечивается и постепенным увеличением срока дежурства до двух-трех дней. Последовательно выполняя трудовые процессы под наблюдением воспитателя, ребенок осваивает их, и трудовые умения становятся прочными. Усвоение трудовых умений и понимание направленности труда меняет отношение ребенка к себе и товарищам: дети становятся более самостоятельными; появляется осознанный интерес к труду и стремление к выполнению обязанностей дежурного.

В старшей группе воспитатель показывает детям разные способы организации труда дежурных. Так, дежурство по столовой может быть организовано по типу общего труда. В другом случае воспитатель показывает возможность распределения обязанностей по-другому: после того как столы будут накрыты скатертями (это делают оба дежурных вместе, так как одному ребенку справиться с большой скатертью трудно), один дежурный расставляет тарелки и хлебницы, другой – раскладывает ложки и вилки на те столы, где уже стоят, тарелки.

Разные формы организации повышают личную ответственность каждого дежурного за качество работы, воспитывают требовательность к себе. Во втором случае отмечается появление коллективной ответственности: дети совместно проверяют правильность своей работы, подсказывают друг другу, что надо исправить на каждом столе. Если дети не могут выйти из затруднения самостоятельно, воспитатель приходит на помощь, пользуясь указанием, советом, если надо – показом. Он привлекает всю группу детей к оценке труда дежурных, обращая внимание всех на роль дежурных, качество труда или допущенные ошибки, закрепляя знания и формируя у всех детей правильное отношение к выполнению обязанностей дежурного.

Основное внимание воспитателя направляется на решение комплекса воспитательных задач: с одной стороны, на формирование отношений между дежурными, отношений между дежурными и детьми всей группы; с другой стороны, на формирование навыков организации труда, его подготовки, рационального планирования, на воспитание ответственности, трудолюбия и других качеств личности ребенка.

В старшей группе воспитатель планомерно изменяет положение дежурных в коллективе детей. Они выступают как уполномоченные коллектива, поэтому назначаются в присутствии коллектива и отчитываются перед ним. Эти отчеты создают ситуацию взаимной зависимости коллектива детей и дежурных: дети понимают важность дежурств, не мешают им, выполняют их требования. При этом поднимается авторитет дежурных, становится привлекательной его роль.

В формировании коллективистических отношений между дежурными в старшей группе большое значение приобретают самостоятельное распределение обязанностей и четкая организация их исполнения. Дети должны уметь договориться о том, кто будет что делать, о последовательности операций, о рациональном выполнении поручений. Это сложная задача для детей, так как нужно охватить все содержание работы и определить лучший вариант последовательности ее выполнения. Вначале воспитатель советует, например, наиболее трудоемкую операцию выполнить вместе, а затем распределить обязанности: сначала разложить на подносы геометрические формы для аппликации, затем, пока один разложит клейстер на розетки, другой приготовит кисточки и подкладки и т. п. Постепенно дети овладевают умениями распределять обязанности самостоятельно, договариваясь, кто что будет делать. Воспитатель приходит на помощь только в случае затруднения. При оценке дежурства особо подчеркиваются взаимоотношения дежурных: работали дружно, быстро договорились, помогали друг другу. При такой организации дежурств у детей формируется взаимная ответственность.

В подготовительной к школе группе руководство воспитателя предусматривает дальнейшее развитие трудовой деятельности и взаимоотношений детей. Наиболее трудными остаются планирование, распределение обязанностей между дежурными, необходимость их выполнять в соответствии с распределением обязанностей. Но дети часто забывают о том, как распределены обязанности, и это нарушает четкость и организованность в работе. Дети не чувствуют личной ответственности, так как неясен результат работы каждого. Постоянство требований взрослого и его контроль за выполнением обязанностей приучают детей работать не только в соответствии с договоренностью о распределении обязанностей, но и контролировать друг друга, что важно для воспитания ответственности, взаимопомощи и других нравственных качеств.

Помощь воспитателя выражается в советах, напоминании, предложении заранее обдумать, что и в какой последовательности должно быть сделано.

Вторая сложность состоит в том, что дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами (забывают, куда и как положить нож, как расположить материал для занятий и т. п.). Поэтому требуются контроль воспитателя, напоминание, оценка деятельности дежурных.

В подготовительной группе изменяется и отношение детей к работе дежурных. Дети высказывают суждения о качестве работы, ее мотивах: дежурные обо всех хорошо позаботились, все хорошо расставили, чтобы всем было удобно, и т. д. Дети отмечают и отрицательные поступки дежурных, осуждают их: себе поставил красивую тарелку, это плохо, надо заботиться обо всех. Такая оценка позволяет формировать у детей правильное отношение к себе, к общественным обязанностям. Оценка со стороны коллектива детей и воспитателя формирует у дежурных умение оценивать свою работу: «Я хорошо дежурил: все сделал правильно, позаботился, чтобы всем было удобно; мне нравится все делать для детей». В итоге дети начинают уважительно относиться к требованиям дежурных, понимают их правомерность, беспрекословно выполняют (например, когда дежурные по занятиям просят детей перейти с игрушками в другое место, чтобы не мешать приготовить на столах материал для рисования или аппликации и т.д.).

Воспитатель поддерживает требования дежурных, подчеркивает их ответственность перед детьми и детей перед дежурными. Проявления отрицательного отношения к дежурствам в возрастных группах, как правило, имеют следующие причины:

1) отсутствие у детей необходимых трудовых умений, что приводит к тому, что ребенок теряет цель труда, не может получить нужный результат, не доводит дело до конца, переключается на игру или другие занятия;

2) отсутствие нужных знаний о трудовом процессе и как следствие неумение распределять и самостоятельно проверять свою работу, стремление отказаться от дежурства вообще или от дежурства в паре с тем или иным ребенком;

3) невнимание воспитателя к оценке качества деятельности дежурных, невнимание к статусу дежурных, отсутствие отчетов дежурных и т.п.;

4) отсутствие усложнений в требованиях к деятельности дежурных в возрастных группах. В соответствии с указанными причинами нужно подбирать средства воздействия и планировать индивидуальную работу с детьми.

Организационные вопросы дежурства включают порядок и последовательность назначения детей на дежурства. Воспитатель фиксирует последовательность назначения детей на разные виды дежурств, чтобы обеспечить постепенное включение в них всех детей. Важно правильно подбирать дежурящих детей (2-4 человека) с учетом объема работы, а также умений, темпа работы, инициативности, возможности обучения одного ребенка другим и т. д. Так, с умелыми детьми целесообразно поставить дежурить менее умелого, которого будут обучать сами дети, или, наоборот, объединить 2-3 новичков, тщательно проконтролировать их работу, оказать помощь. Эти вопросы решаются воспитателем.

Длительность дежурств различна: дети младшей и средней групп дежурят 1 день, старших групп – до 3 дней, а подготовительной группы – до недели. Длительные дежурства, особенно по уголку природы, позволяют закрепить трудовые умения, формируют у детей чувство ответственности, устойчивость интересов и т. п. Ежедневно, таким образом, в старших группах разными видами дежурств охвачены 6-8 детей.

В педагогическом процессе детского сада широко представлена также эпизодическая трудовая деятельность детей. Необходимость ее диктуется тем, что установленные виды дежурств не охватывают возможные варианты включения всех детей в трудовую деятельность. Кроме того, трудовые возможности детей значительно шире, чем позволяет их реализовать имеющиеся в детском саду виды дежурств. Эпизодический труд детей организуется в виде отдельных поручений (например, помочь няне сменить полотенца, подклеить разорвавшиеся коробки, убрать игровой уголок, выстирать кукольное белье, протереть полочки шкафов и т. п.) или в виде общего дела (уборка раскладушек после сна, уборка групповой комнаты раз в неделю, уборка участка по мере надобности, рыхление земли на огороде, посев и посадка растений на огороде и в цветнике, прополка и поливка цветника и огорода и т. п.).

Особо следует выделить такие виды эпизодического труда, которыми дети занимаются по своей инициативе в свободное время: изготовляют поделки для своих творческих игр, мастерят игрушки из природного и другого материала, работают в цветнике и т. п. Роль эпизодической трудовой деятельности в воспитании детей чрезвычайно велика: она позволяет наполнить свободное время детей полезными и интересными делами, в процессе выполнения которых отчетливо проявляется общественная направленность труда детей, формируется стремление активно участвовать в трудовой деятельности, интерес к ней и желание выполнить трудовое поручение как можно лучше, привычка к каждодневному труду, стремление и умение своими руками делать необходимые предметы, подлинная самостоятельность детей.

Руководящая роль воспитателя состоит в предложении детям трудовых поручений, в мотивировке их необходимости, постановке цели. Далее важно направить ребенка на самостоятельное планирование, подбор партнеров, распределение труда и т. п. Если необходимо, воспитатель включается и по ходу выполнения детьми трудового поручения, но здесь особенно важно не допускать мелочной опеки, не сковывать инициативу и активность ребенка.

В тех видах эпизодического труда, где участвует вся группа (уборка групповой комнаты, участка и т. п.), труд организуется как коллективный (общий или совместный), и руководство воспитателя направлено на организацию труда, разделение объема работы между участниками, на помощь детям, выполняющим те или иные трудовые процессы, если есть затруднения, на оценку результата деятельности и взаимоотношений детей. К оценке результата деятельности каждого звена привлекаются дети.

Труд детей по своей инициативе является показателем интереса детей к тому или иному виду труда и особо поддерживается и поощряется взрослым. Руководство здесь заключается в том, чтобы обеспечить условия для такого труда (выделить место, материалы), оказать необходимую помощь советом с опорой на активность и инициативу самого ребенка и обеспечить достижение цели труда, сформулированную ребенком. Важно также предусмотреть, чтобы интерес ребенка к тому или иному виду труда и стремление им заниматься не подавляли активность и самостоятельность дежурных по тому же виду труда (Витя любит ухаживать за хомячком и делает это по своей инициативе, не допуская дежурных по уголку природы). В этом случае нужно отрегулировать время трудовой деятельности дежурных и других детей.

Таким образом, разные виды каждодневного труда детей обеспечивают постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.

2016г.

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×