Страница обновлена 18.07.2017

Актуальность воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. В настоящее время нравственное воспитание детей является еще и государственным заказом, который выражен в нормативно-правовых документах.

Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. В примерной образовательной программе «От рождения до школы» дается в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Научно-технический прогресс сам по себе не способствует нравственному совершенствованию человека, но в то же время дает в руки аморальных, безнравственных людей могучие средства уничтожения природы, культуры, искусства. Не секрет, что ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, честности, уважении. В обществе растет уровень агрессивности и жесткости и это, как в зеркале, отражается в детских душах. У многих людей потеряно чувство ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек утрачивает чувство совести, которое является нравственным ориентиром. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.

Что предпринять нам – педагогам в данной ситуации, как сформировать, сохранить и укрепить нравственное здоровье детей?

Что же принято понимать подсловом<<нравственность>>?Заглянув в <<Толковый словарь русского языка>> под редакцией С.И. Ожегова, НРАВСТВЕННОСТЬ- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Православная педагогика понятие <<нравственность>> определяется следующим образом: НРАВСТВЕННОСТЬ – это твердая постоянная решимость воли  следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Под НРАВСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ дошкольников понимается формирование у детей <<нравственной школы отношений>>,с которой он может <<изменить>> свои и чужие поступки с общественных позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

В традиционной практике детского сада работа в этом направлении ограничивается лишь следующими компонентами;

-идеологическим воспитателем

- знакомством с некоторыми нравственными нормами и понятиями

- обучение правил вежливости (поздороваться, подать стул и т.п.)

Однако для полноценного развития личности этих трех компонентов недостаточно. Как известно, о людях судят не по тому, насколько они знают нравственные нормы, а потому, насколько они следуют им, т.е. как они действуют в тех или иных обстоятельствах, а не что они говорят. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания.

Психологи и педагоги подчеркивают, что нравственные качества детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Дошкольное детство является сензитивным периодом нравственного развития. А это значит, что именно в этом возрасте необходимо создавать условия, благополучные для практического усвоения нравственных качеств у дошколят. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человечества, ограничивают и деформируют его личность развития.

В детских садах из года в год растет количество детей с эмоционально-личностными затруднениями в развитии: агрессивные, обидчивые, конфликтные, дети со страхами и другие.

Воспитание у детей нравственных качеств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных( что значит быть добрым, хорошим, справедливым, честным и т.д.)

Художественная литература, сказки, беседы, игры, несомненно, помогают нам в этом. При этом важно развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведение и тем, как оно отразиться на других (почему нужно быть чутким, справедливым, добрым и т.д.) Осознание детьми мотивов поступков героев способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению. От осознания причин  мотивов поступков зависит глубина, устойчивость нравственных качеств ребёнка. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем у них нравственное сознание.

 

Воспитатель

Ткаченко С.В.