Страница обновлена 18.07.2017

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Страница обновлена 18.07.2017
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 231" города Ярославля

Консультация для воспитателей

Тема:

«Давайте учить детей рисовать природу»

Выполнила: Похлебалова Н.А.

Г. Ярославль

2016 г.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

В моей планомерной работе решаются задачи развития устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям; воспитывается желание наблюдать за поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Дети знакомятся с ростом, развитием, размножением живых организмов со средой обитания; воспитание бережного отношения к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. Во все конспекты включены задачи изобразительной деятельности. Такая система интегрирования повышает развивающий эффект и уменьшение нагрузки на детей.

Изобразительная деятельность как одно из средств экологического

воспитания.

Для успешного решения задач экологического воспитания детей дошкольного возраста изобразительная деятельность является одним из основных средств, способствующему развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

Изобразительная деятельность позволяет детям видеть красивое в окружающем, замечать богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки времен года и т. д.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение к окружающей жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, на основе непосредственного восприятия, наблюдения.

Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость восхищение восторг.

Как основной задачей можно рассматривать воспитание пробуждения в детях эмоционально – положительного отношения к природе и формировать умения передавать свои впечатления о красоте окружающего мира с помощью простых приёмов художественного творчества. Обретения детьми художественного творчества рассматривается не как самоцель, сколько как средство для выражения ребёнком своих эмоций, вызванных красотой окружающего мира.

По мнению , лирика природы развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольникам осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.

Особо важны, являются накопленные ранее у ребёнка знания. Чем больше знаний, тем богаче и ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность для передачи более яркого образа природы.

Живое наблюдение за объектами природы подготавливает воображение для передачи красоты в изобразительной деятельности. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией, ребёнок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремиться воспроизвести это в своих рисунках.

Дети могут создавать творческие рисунки не только на основе наблюдений природных явлений. И если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с произведениями различных авторов, как поэтов и писателей, так и художников, то лирические образы природы будут присутствовать в детском рисунке, обогащая и дополняя их характерными деталями.

С помощью изобразительной деятельности дети учатся работать сосредоточенно, выполнять задания, как индивидуально, так и коллективно. Вследствие этого закладывается начало творческим способностям и умениям, которые будут в дальнейшем развиваться и в школе (чувство ритма, цвета, формы, композиции, способность наблюдать, воображение, оценочное отношение к объектам и явлениям природы и т. д.).

Например: детям можно объяснить, что краской можно передать особенности разных времён года (яркость золотой осени, цветение садов весной, зелень лесов и лугов летом), цвет объектов как живой, так и неживой природы.

После всестороннего обследования объектов природы, детям легче перейти к графическому изображению предметов и явлений в рисунке различными способами.

Таким образом, из выше сказанного следует, что накопленные знания детьми способствуют развитию богатого воображения, что способствует развитию творческих способностей, эстетическому восприятию объектов природы, а уже с развитием вышеуказанного у ребёнка формируется бережное отношения к воспринимаемым им представителям окружающего мира. Изобразительная деятельность дает возможность детям самостоятельно применять полученные знания экологического характера на практике, и тем самым активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

В пособиях авторов и «Цвет природы» и

«Цветовая экология» уделяется особое внимание не только экологическому воспитанию, но и общему развитию — интеллектуальное, эстетическое, этическое, сенсорное и речевое Авторы предлагают ряд заданий, направленных на выявление закономерностей природы, взаимосвязях, развитие различных мыслительных операций таких как: умение обобщать, выделять существенные признаки, сравнивать, сопоставлять, находить сходства и различия; поддерживать любознательность. Кроме этого отображение изучаемого материала нетрадиционными способами рисования (монотипия, набрызг, симметричная монотипия, силуэтное вырезание, рисование воском, углём) помогают детям прочувствовать, эмоционально передать полученные знания.

Для развития экологических представлений и понятий многими авторами рекомендуется использовать в работе с детьми следующие методы и приёмы:

занятия (интегрированные, традиционные);

целевые прогулки;

экскурсии;

наблюдения (в том числе – циклические);

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

экспериментирование (с песком, водой, снегом, льдом, землей,

растениями);

беседы (обобщающие, сопровождающие);

«провокационные» ситуации;

экологические проекты;

познавательные минутки;

пальчиковая гимнастика.

Для успешного решения поставленных перед собой задач необходимы специальные условия (уголок природы). Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их

познание. Таким образом, это позволяет детям видеть и находить различия и сходства живых объектов, а затем отображать это в своих рисунках.

Работа с календарем природы так же требует от детей познавательных умений и навыков.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения помогает обеспечивать полноту и конкретность формируемых знаний. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, следует регулировать его по времени, объему и содержанию. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Поэтому подбирается конкретный и яркий материал, для того, чтобы дети легче использовали его в практической деятельности.

Наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит и решению задач умственного, речевого и творческого развития.

Наблюдая с детьми явления, происходящие в природе, показывают её в естественных условиях, во всём её многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Что позволяет детям увидеть природу, как неисчерпаемый источник эстетических впечатлений.

Целесообразно включать в работу такой вид наблюдений, когда педагог с детьми, ранней осенью и поздней весной выходят на участок с альбомами и, находясь на природе, зарисовывают свои наблюдения. В зимней период такой вид деятельности переносится в группу.

Кроме того, это база для специфической игровой деятельности – ребенок превращается в «ученого», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения по разным темам. Так как игра в дошкольном возрасте остается ведущим видом деятельности, то именно в ней дети наиболее успешно усваивают новый материал, сохраняя желание узнавать новое, делать новые открытия, приходить к новым результатам.

Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации, которая рассматривается как важное средство формирования экологической направленности личности

Бережное отношение к природе отражается у детей в таких играх как: «Спасатели», «Заповедник», «Цирк», «Зоопарк» и др.

Так же для ознакомления детей с природой можно использовать игры с готовыми правилами, дидактические, настольно — печатные, подвижные. В процессе таких игр у детей уточняется, закрепляется, расширяются уже имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь, способствуют воспитанию гуманных чувств.

Например, дидактическая игра «Большие и маленькие», позволяет закреплять знания о представителях животного мира, об их образе жизни, питании. Игра «Маленький искатель» развивает наблюдательность. Игры «Каждому свой домик», помогают расширить цветовосприятие, обучают детей называть оттенки цветов, такая игра как «Составь время года» или «Открой окно» учат детей определять цвета времён года, что позволяет ребёнку более эмоционально выражать свои впечатления и передавать в творческой работе более широкий цветовой спектр встречающийся в природе.

Также дидактические игры экологического содержания развивают познавательную активность детей. Дети с удовольствием играют в такие игры, как: «С какого дерева листок», «Когда это бывает?», «Овощи, фрукты, грибы» и др.

Таким образом, с помощью педагога ребенок научится понимать, любить, восхищаться образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Научив ребенка всматриваться, вслушиваться, наполняться художественными образами природы поможет дальнейшему развитию детского творчества.

 

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×