"Детский сад № 231" города Ярославля
«Музыкотерапия в детском саду и дома» «Музыка – это лекарство, которое слушают» Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Формы музыкотерапии: - активная (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) - пассивная (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: - преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делам – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания • вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: -утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом - для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются
- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ Музыка для свободной деятельности детей: Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»; Брамс И. «Вальс»; Вивальди А. «Времена года»; Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»; Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»; Мусоргский М. «Картинки с выставки»; Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик»; Шопен Ф. «Вальсы». Детские песни:«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский); «Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников); «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский); «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский); «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский); «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин, М. Минков; «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев); «Танец маленьких утят» (французская народная песня). Музыка для пробуждения после дневного сна:Григ Э. «Утро»; Сенс-санс К. «Аквариум»; Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»; Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»; лютневая музыка ХYII века. Музыка для релаксации:Бетховен Л.»Лунная соната»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Дебюсси К. «Лунный свет»; Римский-Корсаков Н. «Море»; Сен-Санс К. «Лебедь»; Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»; Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада». Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения. Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад 231» Морозова И.В. Ярославль,2019г.
|