Страница обновлена 25.01.2020

«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

 

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии,
у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые
нарушения, влияющие на становление психики.

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей
действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи –
система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают
морфологический и синтаксический уровень грамматический системы.
Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования.
Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

При  ТНР  формирование грамматического строя происходит с большими трудностями,
чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и
грамматика организована на основе большого количества правил.

Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги,
затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное
 (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять
утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать
уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются
 в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»).

Словарный запас у детей с ТНР  очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года,
 деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных. Все эти нарушения могут стать
 причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому формировать лексико – грамматическую
сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте.

Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и
пристального внимания к речи детей.

Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка:
Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б.,
Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и
воспитания детей с ТНР  в соответствии с принципами:

системности;

комплексности;

онтогенетического;

учёта патогенеза;

учёта индивидуальных особенностей.


Работа по развитию ЛГС речи   ведётся  по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;
    описание предметов, особенностей строения;
    называние действий с данными по теме предметами;
    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид,
 окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки,
образование относительных и притяжательных прилагательных);
    употребление предлогов;
    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляется  с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным
материалом, мячом.
 Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

 

Игры для формирования словаря

и грамматического строя речи.

    «Догадайся, что это»

Ц: Расширение словаря, развитие грамматического строя речи.

 - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков,
ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь.

Например:  оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот,
делают джем и варенье.  Оно является фруктом.

Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.

    Игра с мячом «Скажи наоборот»

Ц: пополнение словаря антонимами.

 - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок
должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл,
бросил – поймал, широкий – узкий.

    «Скажи ласково».

Ц: Развитие грамматического строя речи( употребление существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Вы  говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть
волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся
маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».  

    .Игра «Мой, моя, моё, мои»

Ц: развитие грамматического строя речи(согласование  местоимений с существительными).

 - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш,
мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.).

    «Один-много»

  Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

     Примерный речевой материал:

шар… (шары)

комар… (комары)

гриб… (грибы)

шкаф… (шкафы)

6. «Чего много?»

 Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;


7.Посчитай».

  Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

       Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.


8. «Подумай и назови».

 Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

         Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день …

Если на улице шум, то улица …

Если человеку сопутствует удача, то человек …

Если у человека талант, то человек …


Таким образом, применение специальных дидактических игр и упражнений
 позволяет наиболее успешно решать вопросы развития лексико-грамматического
строя речи у детей с ТНР.

 

Учитель-логопед: Ганина М.Р.
Ярославль 2020г.

СКАЧАТЬ