"Детский сад № 231" города Ярославля
«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии,
у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые
нарушения, влияющие на становление психики.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей
действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи –
система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают
морфологический и синтаксический уровень грамматический системы.
Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования.
Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
При ТНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями,
чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и
грамматика организована на основе большого количества правил.
Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги,
затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное
(кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять
утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать
уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются
в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»).
Словарный запас у детей с ТНР очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года,
деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных. Все эти нарушения могут стать
причиной трудностей в усвоении школьной программы. Поэтому формировать лексико – грамматическую
сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте.
Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и
пристального внимания к речи детей.
Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка:
Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б.,
Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и
воспитания детей с ТНР в соответствии с принципами:
системности;
комплексности;
онтогенетического;
учёта патогенеза;
учёта индивидуальных особенностей.
Работа по развитию ЛГС речи ведётся по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
активизация и обогащение словаря по теме;
описание предметов, особенностей строения;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид,
окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки,
образование относительных и притяжательных прилагательных);
употребление предлогов;
составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным
материалом, мячом.
Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.
Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.
Игры для формирования словаря
и грамматического строя речи.
«Догадайся, что это»
Ц: Расширение словаря, развитие грамматического строя речи.
- взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков,
ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь.
Например: оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот,
делают джем и варенье. Оно является фруктом.
Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Ц: пополнение словаря антонимами.
- взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок
должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл,
бросил – поймал, широкий – узкий.
«Скажи ласково».
Ц: Развитие грамматического строя речи( употребление существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть
волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся
маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
.Игра «Мой, моя, моё, мои»
Ц: развитие грамматического строя речи(согласование местоимений с существительными).
- игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш,
мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.).
«Один-много»
Цель: усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар… (шары)
комар… (комары)
гриб… (грибы)
шкаф… (шкафы)
6. «Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
7.Посчитай».
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
8. «Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день …
Если на улице шум, то улица …
Если человеку сопутствует удача, то человек …
Если у человека талант, то человек …
Таким образом, применение специальных дидактических игр и упражнений
позволяет наиболее успешно решать вопросы развития лексико-грамматического
строя речи у детей с ТНР.
Учитель-логопед: Ганина М.Р.
Ярославль 2020г.